01.05.2008. Кафе «Дорожное»

Вид из окна кафе
Утреннее безмолвие из окна кафетерия
   Праздник Весны и Труда встретил меня немного уснувшим за столиком в кафетерии на трассе «М7» меж Нижним Новгородом и Чебоксарами. Чтобы избежать окончательной отключки, решил-таки потратить непринятую вчера десятку. Прикупил на них незамеченные ранее сухари. Из предоставленной кучи вытянул те, что с помидорами и зеленью. Аккуратно сидел и грыз. Сон ушёл сам. Продавщица (она же и главный повар, и официант) — приятная женщина голубого халата хозяйской наружности и тёплой душевной «внутренности» — предложила мне выпить с ней за компанию чаю. Пили чай, болтали о путешествиях. Татьяна — именно так зовут доброго человека — рассказывала, как они обычно путешествовали по Волге на судне, где большую часть команды составляла её семья. Папа был капитаном, она — коком, муж — техником по части механики, а дочь — матросом. Незабываемые впечатления. Позже начали трескать подсолнечные семечки. После них то, что осталось от купленных сухариков. А потом она подарила мне ещё одну пачку. Ещё Татьяна поведала, что не редко кормит прохожих, бомжей или людей, которым нужна помощь (жертвам разбойников): «Человеку становится лучше, а от лишней тарелки супа ничего страшного не случится». В знак благодарности я отметил «Дорожное» кафе на своей карте. Спасибо, Таня, Огромное и Большое! Это очень для меня здорово.


   Позже начали просыпаться служащие стоянки грузовиков. Из ниоткуда дружной стайкой нарисовались местные «колдыри». Потихоньку наступало утро. Рассвет аккуратно заглянул в окно. На моё предложение подвезти до Казани никто так и не откликнулся (по различным причинам), никто пока туда не ехал.

   Прибывший народ мгновенно погрузил мою собеседницу с головой в работу. А я начал почаще выходить на улицу, дабы разведать обстановку. В результате меня подобрал явно чем-то недовольный и поэтому очень резкий в суждениях и скорый в действиях водитель «Камаза». Причём, это произошло настолько стремительно, что я едва успел забрать вещи, заранее приведённые в состояние полной боевой готовности, но не смог в суматохе даже поблагодарить Татьяну за тёплый приют и нормально по-человечески попрощаться. Олег (забравший меня дальнобойщик), стройный худощавый мужик ярких татарских черт лица с тёмными волосами сверху и насквозь пропитанной машинным маслом и соляркой чёрной же фуфайки поверх тела, ездил в столицу по работе. Заработал четыре с половиной штуки рублей. Но в свой день рождения (29-го апреля), решив порадовать жену большей суммой, зашёл поиграть в автоматах и, как это часто случается, проигрался весь. Добрую половину дороги он сокрушался над этим своим проступком: «Было же всё хорошо! А я бездушный тупой, глупый, неразумный козёл всё перепортил. Это же сколько же надо ума иметь, чтобы сделать так? Вот что я сейчас дома делать буду? Ездил за работой, а залез в долги!»
Отметка о кафетерии на странице карманного атласа
Точка приятной остановки в моём дорожном атласе
   В такой ситуации как он, думаю, мог оказаться каждый. Не говорю конкретно про автоматы, а к тому, что многие из нас неудовлетворенны своей жизнью и тем, кто мы есть. Нам всегда кажется, чего-то мало и не хватает. («Сразу вспоминается высказывание: «Нет человека, который сказал бы: «Много», — все говорят: «Мало», — прим. Миши [mblsh]). Едва заполучив так долго желаемое, мы сразу забываем об этом и придумываем себе чего-то новое. Иначе говоря, мы требуем ужина, не поблагодарив за обед. И нет разницы, добрые дела хочешь преумножить либо корыстные цели преследуешь.
   Ещё у машины текло масло. В прямом смысле этого слова. Олег покупал по дороге контейнеры с маслом и постоянно заливал их куда-то в двигательную часть.
   Примерно где-то между Чебоксарами и Казанью была остановка. По-моему, недалеко от Цивильска. Водитель позвал меня покушать. Накормил пельменями с майонезом и хлебом. Напоил чаем с сахаром и лимоном. Угостил большой печенькой. В тот момент оконча-
тельно про себя решил я, что без денег больше в дорогу без острой необходимости пускаться не буду. Я же здоровый человек и могу нормально зарабатывать. Зачем из себя безденежного изображать и вызывать тем самым жалость у людей? Пусть люди помогают нуждающимся на самом деле, а не выпендрёжникам типа меня. Короче говоря, решил, что, если деньги будут, то обязательно буду их брать. Хотя сразу же вспомнил, что в этот раз все средства (все, все) закончились ещё за три дня до начала дороги. Как же об этом забыл? Совесть успокоилась в момент.
   Олег — хороший и простой человек. Отметив своё 30-тилетие, он рассказывает, что 25 лет своей жизни он не жил, а существовал: «Всё было неинтересно. С горем наполовину окончил 8 классов школы. Сходил в армию. Дальше просто так напивался... Выпил, закусил и хорошо —больше ничего не нужно было от жизни. Пять лет назад познакомился с женой (с девушкой, что стала в итоге женой). Весь Мир перевернулся тогда. Любовь поистинне творит чудеса, что ни говори. Перестал пить (и сейчас не пьёт). Маленькая дочурка растёт. И живу я теперь ради них и стараюсь помогать им и защищать их». Вот такая вот исцеляющая душу бывает любовь… А потом снова расстроился, что они ждут папу с деньгами, чтоб можно было
прожить неделю, пока он будет ремонтировать машину, а папа всё проиграл… Небольшая улыбка появилась, когда процитировал ему, что «Самое дорогое, что есть у нас в жизни, — это наши ошибки. Ошибки нам обходятся дороже всего» (не помню, чьи это слова, но мне это рассказал Николай [Irbis], коллега с прежней работы).

Постамент при въезде в Казань
Казан, Казань, Kazan
   Олег довёз меня до поворота на Зеленодольск (сам он из тех краёв) и до въезда в Казань. Так что в столицу Татарстана зашёл пешком. Никто не останавливался. Я пытался сориентироваться, что да как есть. Дошёл до остановки. Подсказанный добрыми людьми автобус № 72 довёз до железнодорожного вокзала (где бывал уж много раз) и забрал ещё 15 рублей денег.

   И снова у меня стоял выбор: либо найти подругу студенческого общежития Аделинку, либо ехать в сторону родительского дома в соседнюю Башкирию. Очень хотелось увидеть Адельку и её весёлых деток. У меня в кармане оставалось 56 рублей 50 копеек. Этого должно было хватить и на сеанс Интернета, откуда узнал бы её телефон и на оплату таксофона. Но вариант повторения схемы столичных встреч не выходил у меня из головы. С другой стороны было ещё только 3 часа дня и много времени. То есть, успеть можно, но только двигать надо прям сейчас. Возможность доехать в этот день тоже не оставляла равнодушным, но понимал, что всё надо делать без фанатизма (как опять же любит говорить Вовка [Sauron]). И ещё передали дождливый прогноз погоды на завтра. Решил, ничего не загадывать заранее, а тупо начать действовать (как и во многих случаях до этого).

Здание Ж/Д вокзала
Светлому городу — светлый вокзал
   Пешочком дошёл до вокзала. как раз собирался отправляться автобус до Бугульмы (о, как повезло-то!), но билет стоил 350 рублей и даже со скидкой по студенческому мне бы столько не набрать. Добродушный водитель сразу понял, что я есть автостопщик, но решил меня не брать, сославшись на жёсткость контролёра. Не успев толком поговорить, автобус уехал. Ещё увидел Интернет-кафе. Понял, что это на крайний случай — если не уеду. Пошёл в кассу узнать, куда максимально в сторону Октябрьского можно забраться на 55 рублей при наличии студенческого. Сказали, что в Чистополь, но, увидев питерский документ, сразу же отказали (хотя до этого уже с ним катался). На вопрос, что же делать, тётенька кассир поведала, что сейчас будет 2 автобуса на Чистополь, и чтоб я подошёл к водителю второго, — он едет почти пустой. Пока ждал автобуса, решил полакомиться мороженкой. Наскрёб шесть с половиной рублей денег (ещё полсотни копеек любезно подкинул стоящий за мной паренёк), и освежающее молочное удовольствие было у меня в руках.
   Спросил разрешения о попутчиках в очередном автобусе, на что водитель дал добро. Поехали. Во время ещё одной остановки в городе, слышал, как к автобусу тётка позвала молодую девушку с ребёнком, назвав её Аделей. Отозвавшийся голос: «Вот мой автобус», — удалился в другую сторону. Нужно будет разузнать подробней. Надеюсь, меня простят, что не остался и двинулся далее.
   С рейса сошёл перед выездом на объездную города Чистополь. Очень удивился, когда водитель потребовал с меня денег, так как полагал, что разрешил просто так. Билет стоил 120 рублей. Отдал последние 50 и распрощался. Последние деньги отдавать совсем не жалко. Нужно вспомнить, как они появились. И я всю дорогу знал, что не с проста мне их выдали и для чего-то они понадобятся. Ура!
   Уже вечерело. Приметил придорожное кафе и думал скоротать там ночь, если оно круглосуточное. Так же лес невдалеке поднял настроение возможностью ночного костра. Но думы мои прервались: нас всех подобрал на «семёрке» водитель, ехавший в сторону города Альметьевск. Он ехал из Казани и не заметил знак ограничения скорости в 50 км. В итоге «вылетел на радар» со скоростью 91 км/ч. По новой системе тарифов превышение на величину от 2-х до 40‑ка км/ч – 500 рублей, 40-60 км/ч – 1500 рублей. Вот он попал как раз на второй случай. Милиционеры согласились простить ему «обидный» километр, если он заберёт меня, что он и сделал. Дочку с мамой тоже взял до поворота. Моему положению очень удивился: «Как это, бесплатно?» Но когда вышли все пассажиры (там был ещё парень), Риф (так звали водителя) загадочным образом преобразился из скупого «извозчика» в простодушного «бывалого» и, расплывшись в широкой довольной улыбке широкого же добротатарского лица, начал рассказывать, как он совсем недавно сам путешествовал по Европе (по Германии в частности) бесплатным автостопом. Поведал, что там везде автобаны и тормозить машины можно только на съездах и заездах.
   Водитель оказался так же интересным человеком, который прожил 11 лет в Великом Новгороде. Бывает в Питере. В этом году хочет поехать на праздник выпускников школ «Алые Паруса». На вопрос о значении его имени ответил, что его папу звали не иначе как Магариф. Вот, «хвостик» и стал его именем. До Альметьевска (как было запланировано) Риф меня не довёз. Вместо этого мы свернули с дороги и поехали на другую трассу, по коей часто ездили машины из Набережных Челнов в Самару.
   Мы распрощались в селении Русский Акташ. Когда, вздымая шуршащими колёсами пыль обочин, ВАЗ-2107 уехал, пришло понимание, что отсюда вряд ли уеду до завтра. Но безысходность положения (отступать некуда) оставила меня голосующим. Через некоторое время (полчаса или час) рядом остановился дядечка и согласился подвезти до Альметьевска за определённую сумму. Я сказал, что у меня ничего нет. В этот момент подбежал нагловатый паренёк с девушкой и спросил его о дороге. Он согласился их подвезти, а мне сказал, что деньги платить нужно, так как бензин стоит совсем не дёшево сейчас. Поблагодарив его за остановку, пожелал ему доброй дороги и попрощался, но он остановил, указав, чтоб я положил рюкзак в багажник и сел в машину. Доставив пару всю дорогу шумных молодых людей до «Макдака», повёз меня к окраине. (Нужно ли говорить, что, если б не наглость и напористость парня, он бы не влез в машину и меня бы тем более не взяли, так что парню благодарен тоже). Проехав один «пятачок», долго и тщательно (спасибо за это отдельное) объяснял, как мне дойти пару километров до следующей развязки и где мне встать, чтоб меня хоть кто-нибудь взял. Поблагодарив за его доброту, взял вещи и зашагал к цели по ночному городу.

   На пятачке, наблюдая за опускающимися на город сумерками, простоял с полчаса, когда меня забрал добродушный водитель «Газели», ехавший домой в пригород. Он довёз меня до окарины. С ним было очень приятно ехать. Спокойствие, безмятежность и добрая улыбка не покидали его лица, чем заряжали меня для будущих свершений.
   А вот на окраине уже поджидала горстка добирающихся домой человеков. Сначала стояли 3 парня до пригорода (километров 30) и женщина до Бавлов. Понял, что стоит ловить вместе с ней. Потом из приехавшего троллейбуса вывалили 3 девушки и стали раньше парней. На этой точке простоял час с лишним. Сначала уехали девушки, потом парни а потом долго не было машин. Разыгрался жутко холодный (стал танцевать ногами, чтоб не замерзнуть), а потом сильный ветер (уже просто начал бегать маленькими кружочками, а пыль забила глаза и захрустела во рту). Машин уже почти не было. Забавная ситуация «полной безвыходности». Главное здесь — не терять самообладания. Вспомнил безмятежность и уверенность в жизни последнего водителя — помогло. В итоге ожиданий остановился мужичок, правда с одним сиденьем, куда села женщина, а я разгрёб свалку сзади и забрался, так как мне не было разницы, где стоять, — лишь бы не мёрзнуть под ветром.
   Довезли нас до Бугульмы, а вернее до начала её объездной. Вышли на окружную трассу. Первое время ни одна машина не ехала в объезд. По-прежнему было холодно. Пропустили машину с милицией. Ждали. Начал было замерзать. Но потом вдруг понял, что я очень сильно «облажался» по поводу холода. Вспомнил, что в своё время (в прошлом, буквально, году) научился не мёрзнуть. «Состояния тепла и уравновешенности» добивался обычной задержкой дыхания. Поругал немного себя, как мог это забыть. Моментально согрелся. (Получается, предыдущие разы мне иногда было холодно из-за моей же глупости и забывчивости — э-э-х. Но, ничего — урок на будущее зато.)
   Со временем, разбавляя темноту ярким светом фонарей, проехала ещё одна машина милиции, которую я и остановил (не удержался). Служители правопорядка и покоя законопослушных граждан спросили, кто я такой и что делаю. Поведал им всю весёлую историю. Сказал, что холодно и машин не едет совсем и не могли бы они довезти нас до перекрестка дорог на Бугульму, Бавлы и Октябрьский (там, где КПМ). Они объяснили, что до туда 45 км и никуда не поедут, но согласились помочь. Развернули машину, и один из сотрудников принялся тормозить проезжающих. Потом я с ним разговорился, но многого сказать не успел, так как он остановил «Газель», куда мы с женщиной, поблагодарив милицию, и завалили.

   Нас пришлось подобрать довольно возрастному и усталому на вид водителю из Салавата (он уже проезжал час назад мимо нас, но мы его обогнали). Он направлялся в сторону дома, но до Октябрьского ехать не собирался, так как хотел спать. Ну ладно — доедем, куда доедем. По дороге попытался объяснить женщине (она была очень против моего общения с ДПС), что никогда не стоит обижаться на милицию за их грубости и несовсемзакония. Потому как, если они буду ласковые и жутко вежливые, кто же тогда будет ловить преступников, которые нормы человеческой морали и этики часто обходят. С женщиной мы распрощались на перекрёстке, а вот с водителем разговорились доброй беседой ночной дороги. Оказалось, что он выехал из столицы в то же время, что и я, и проехал тем же маршрутом. Поговорили про жуткую пробку, которую он простоял, и во время которой я жевал свою плюшку. А ещё про ужасную дорогу в районе Нижнего Новгорода и дальше к Казани. И что «Газель» (Господи, снова «Газель» =) — это временная машина, а так у него есть грузовик Вольво [VOLVO], который ему очень нравится. И про многое другое. В результате он довёз меня до столь интересующего конечной целью городка, за что ему сильно благодарен. Правда, когда выбирали, где меня оставить, я растерялся, так как совсем не узнал местность: появились зелёные и яркие здания, куча звёздочек и вообще ничего не понятно… Но в итоге остановка была найдена возле КПМ, а сам водитель проехал чуть далее, чтобы найти место для ночлега.

Путь-дорожка до конечной Башкирии насквозь пробрался через татарские города, деревни и сёла. [www.tatar.ru]
   Под покровом ночи взобрался на горку и зашагал в сторону огней. Точной дороги я не помнил, но знал направление. Так как была тройка выходных, то решил, что родители уехали в деревню, а брат наверняка дома, так как у него маленький сынишка растёт. Через полчаса в город мимо меня возвращалась машина. Я её остановил (нужно отметить, что ночные остановки я совершаю, держа в руке освещающий меня фонарик). Когда открыл дверь, выдал фразу: «Ой, это такси. У меня нет денег. Простите», — и почти закрыл дверь (на самом деле не сразу заметил шашечки на крыше). Водитель меня остановил безотказным предложением подвезти за бесплатно. Рассказал ему о своей дороге, а он подвёз меня прямо к дому брата.

   Парадная (подъездная) дверь с кодовым замком была открыта. Поднялся и принялся стучать. Простучав 3 раза, услышал шорохи в соседней квартире. По местному времени было 2 часа ночи. Потом я позвонил раз, другой, но без ответа. Достал блокнот и начал писать, что был здесь, предварительно нажав на звонок ещё несколько раз, одновременно обдумывая план движения с рюкзаком по ночному городу в сторону родительского дома. В итоге появились признаки движения, сменившиеся весёлой полуночной фразой: «Что надо?»
   Сказав, что я Вадик,… дверной замок зашуршал приятным позвякиванием…
   Дорога была кончена.

   За день преодолел 642 км. Код Республики Башкортостан — 02.




Конец первой части.