3.08.2008. «Красноярские Столбы»

Отыскивать попутчицу, когда она вся в столбах
— дело не сложное, но приятное и полезное
   Государственный природный заповедник «Столбы» сотворён вокруг «сиенитовых останцев» в 1925-м году жителями близлежащего мегаполиса.
   Природой заповедник совсем не похож на город; здесь всё зелено и влажно, повсюду горы (Саяны). Много живностей. Особо размножается такой его вид, как «столбистус», но о них позже немного.
   Короче, вот здесь, в этом раю под боком миллионного населённого пункта спим мы: я и Елена Владимировна — попутчица, педагог, художница и просто хороший человек.

   Лёгкий дождик. Утренний завтрак (от старославянского «Завтра кушать [что будем?]»): кофе, пряники, сухари и сгуха. Ещё пожарен арахис в дорогу. Оставили радушным хозяевам все сухари и баночку сгущённого молока — пусть тоже пируют. В условном месте запрятали ключ. Пофырили.
   Лену (ту, что нас впустила) встретили на стоянке: рулила машинами. Поблагодарили за приём. Нас ещё пригласили, но дали знать, что работают только по выходным.
Столбы держатся благодаря прежде всего стараниям столбистов
   Мы уходили. А на встречу шли они — поклонники «Столбизма»! Это молодые люди и девушки (девушки — это не молодые люди, а отдельный вид человеческого существа), которые нашли себя в путешествиях по каменным глыбам. Очень прикольное занятие. Именно они здесь всё облагораживают и следят за порядком. Именно столбисты являют здесь олицетворение здорового образа жизни. Именно их фотографиями с уборок мусора за туристами и стираний сомнительной наскальной живописи увешаны все стенды доброго лагеря. Вот такие чудо люди.
   Кстати, походка здесь у всех отдыхающих нормальная. Они здесь не ходят даже, а плавно плывут на ногах в гору. Вот такая разница. Лена сказала, что это не местные.
   («Красноярские столбы — это Мекка красноярских скалолазов :). В Питере есть несколько ребят оттуда. Представляешь, там люди «столбисты» — их так называют. Они лазят на 80 метровую высоту без страховки, а ещё устраивают на верху «джампинги» — прыжки со скалы на скалу. Уже должны намокнуть ладони и появиться желание считать этих людей сумасшедшими:), но они так живут. Очень хочу полазить по столбам:)», — прим. Олега [Logik].
   «Я почти трогал столбистов! :) Как настоящие прямо! :) А таблички, тем кто допрыгался, висят там же на столбах. Но, конечно, не со столба на столб. :)», — прим. Макса [DanJah].)

   Мы спускались к дороге, а на встречу нам подымались только что прибывшие отряды школьников, добрых людей и столбистов. Все с улыбкой Солнца на лице. Автостопщика не было примечено ни одного. Некоторые над нами тоже посмеивались. Было над чем, хотя мы не виноваты. Дело в том, что у девочки Лены рюкзак больше моего в два раза (60 литров против 30-ти), палатка тоже в два раза, а ещё большие листы широкоформатной бумаги, торчащие из-за плеч. Но вот сама Елена Владимировна мне по плечо. Рюкзак разваливается. Настроить как нужно (как считает нужным Вадик — прим. ред.), не разрешает, отчего идёт весьма согнувшись. А я не могу взять его у неё. Ведь все вещи сама собирала (я видел девушек, что гоняют с маленьким рюкзачком или сумочкой). Пусть мучается — следующий раз меньше будет. Вот такие упёртые, мы дружно вызываем улыбки у встречных.

Чудеса творящий
   Дорога. Стоп. Мужики на «японке». Поехали. Ребята праздновали вчера, сегодня немного неважно себя чувствуют. Водитель живёт здесь уже шесть лет (на «Столбах», конечно же не был). Добро потрещали. Драйвер подарил мне ламинированную иконку Николая Чудотворца с молитвой водителя на оборотной стороне — была в бардачке, когда машину купил. Вот, теперь она нас охранять будет.
   Я поведал историю о низких ценах в соседней области. «Так и у нас тоже так же», — улыбнулся драйвер. Ещё мы узнали, что лучшее пиво здесь «Боро», — завод за окном промелькнул, а сгущёнка «Назаровская». Так же промелькнул знакомый автовокзал «Восточный», за которым нас и высадили.

   «Боже Всеблагий и Всемилостивый, всё сохраняяй Своею милостию и человеколюбием, смиренно молю Тя, предстательством Богородицы, святителя Николая и всех святых сохрани от внезапной смерти и всякой напасти меня, грешнаго.
   Боже Милостивый! Избави меня от злаго духа лихачества и винопития, вызывающих несчастия и внезапную смерть без покаяния.
   Помози мне, Господи, дожить до глубокой старости без отягощения совести бременем убитых и искалеченных по моему нерадению людей, и да прославится имя Твое святое Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

   Прочитал молитву. Приятно, хотя строки о винопитии и лихачестве отдают чем-то лукавым. Тем не менее, хотелось, чтоб иконка всегда была рядом, при себе, на видном месте. В кошелёк убирать негоже как-то, да и открываю его раз в месяц, — он в рюкзаке. Устроилась иконка закладкой в моём атласе: этот друг всегда при мне в кармане, — с тех пор, перед тем, как узнать, где мы или куда ехать, я всегда встречаюсь с ликом Николая Чудотворца.
   Пошли дальше пешком.

   В здешних краях уже не так много больших топливных компаний, как в Европе, поэтому заправки тут все частные и называются, как и магазинчики, по-разному. Вообще, красноярцы здоровы придумать имена: канцтовары «Ермак», АЗС «Позитив» и «Форсаж».

   За железнодорожным переездом подобрал ехавший домой парень. Елена Владимировна тут же нашла общий язык с собратом по академическому призванию. Они оба преподаватели. И оба не собираются (до поры, до времени) зарабатывать тем, на кого учились.
   Водитель рассказал, что работал какое-то время физруком в одной из школ. Увидел, что всё не так, как учили. Что 70 % преподавателей не учат детей так, как положено, а занимаются ерундой — проводят время, получая (или не получая) деньги. Они либо не знают (отсутствие педагогического образования), либо не хотят готовить уроки так, как положено по учёной методике. От этого в конечном итоге страдают дети, вырастая неучами. И не от своего незнания материала, а от привитого школой отвращения к процессу постижения науки и всего прочего.
   («Если ещё к этому приложить то, что сама школьная программа корявая, то вообще «абзац» получается. А у японцев учителя — одна из самых престижных профессий: ведь как на дорожку еще в школе поставят, так по ней человек и идет. Кстати, получается, по твоему рассказу, что у нас люди вообще по специальностям не работают — во всяком случае, двоих я начитал точно», — примечание Миши [mblsh].
   «Несоответствие профессии и истинного предназначение человека продиктовано сегодня социальными рамками общества и заложено в воспитании. Мы не хотим понять и принять знания, позволяющие нам с измальства определять, кто мы есть и какая наша роль. От игры чужого сценария (неподходящей профессии) и страдаем в итоге. Правда в том, что мы можем быть истинно счастливы, занимая лишь своё, уже готовое место в жизни. (Пример — это все успешные люди планеты, кому «дано».) Дело не в том, что мы занимаем чужое место, а в том, что не хотим слушать Себя (душу) и становиться художниками и творцами, но вместо этого идём «пахать» за деньги. Причиной всему — страх познать Себя. Эту тему в подробностях проясним позже», — примечание Вадика.)
Художественно-голубиная тусовка «У Сурикова»
   Сам водитель сейчас работает в музее Сурикова (возле которого всегда толпится большая большая куча голубей — вчера Лена там их приветствовала)... Делают ремонт строительной бригадой (ну ё). Так и живем. Выгрузились у Кускуна.

   Там же нас подобрал ВАЗ-2106. «Куда путь держишь, бродяга?» — дружелюбно пригласил к себе водитель.
   За рулём военный. Миролюбивый военный в гражданской форме. Просто по выходным подрабатывает курьером. Сам в своё время тоже много набродяжничал. Вот и подхватил. Немного удивился, что мы не были на Красноярской ГЭС. На той, что изображена на 10-тирублёвой купюре, — водитель специально достал из кошелька мне её показать. Лена в это магическодорожное время аккуратно прикорнула в завале вещей на заднем сиденье, а водила поведал о недавно просмотренной им передаче «Человек и Закон»:

   «Выпуск назывался «Пенсионер-миллионер». Старик-инженер вышел на пенсию. Всю жизнь протрудился механиком. Решил купить себе «Волгу». Поехал на ГАЗ, нашёл, выбрал. Осмотрел перед покупкой. Обнаружил в нескольких местах зазоры и недочёты. Не катит. Тут же обратился к персоналу с просьбой устранить брак. Но его аккуратно отослали, мол, старый, иди на фиг по добру, по здорову. Он забрал «Волгу» и уехал домой. Дома отыскал ещё одного другана старика, на этот раз не механика, но правоведа. Вдвоём, как положено, написали письмо с претензиями и требованием устранения неисправностей в службу поддержки клиентов (или типа того) ГАЗа, сняли копии, заверили, отослали. Но на заводе его так же проигнорировали. Он же прождал год, после чего обратился в суд и выиграл дело. ГАЗу пришлось отвечать. Думали, что отмажутся — мало ли, чего там за год успело от езды произойти. Судебные приставы и представители завода приехали в деревню на экспертизу и просто ахнули, когда увидели, что «Волга» у него в гараже до сих пор нераспакованая стоит. Делать нечего. Так старикан заработал на чужой халтуре свой первый миллион. Причём, когда ГАЗ захотел выплатить часть суммы автомобилем, он ответил: «Мне ваша машина и даром не нужна. Забирайте обратно. Уж я научу вас работать!»
   На этом пенсионеры не остановились. Поехали на УАЗ. По той же схеме: купили авто, брак делать не хотят, домой, письмо в поддержку. Правда, не год ждали, а поменьше (7 месяцев что ли). Снова суд. Снова ахнули. 350 Тысяч отсудили: «Я научу их работать!»
   Дальше поехал на ВАЗ. Но там ввиду уже известности его фамилии машину не продали. Послали подальше. Подальше, так подальше. Купил «Ауди» [Audi]. Разобрал. Недочёты искал долго. Но нашёл. Где-то в какой-то шестерёнке зазор отклоняется от положеного на миллиметр, что может в некоторых случаях привести к неудаче. Письмо с претензией в Германию. Ждёт ответа. В результате через месяц приехали к нему домой ребята из ФСБ и со словами: «Дед, давай не будем международный конфликт развязывать», — вернули деньги и письма, забрали машину и уехали. Вот такие вот пенсионеры-миллионеры! А главное, он постоянно повторял там в зале эту магическую фразу: «Я научу их работать!»

   Ещё военный подтвердил (я всё искал причину хромоты многих горожан), что в районе много предприятий горно-химической промышленности: «Где-то ж они должны быть. Вот, они есть у нас тут все». Распрощались с добрым около поворота на Рыбное.

   Выбрали место для стопа: остановка — бетонная плита — в пустынном месте трассы. Дико выглядит. Для чего здесь может быть остановка автобуса? Откуда вообще здесь возьмутся люди?
   Из лесу материализовалась женщина: «Зря стоите. Я здесь в прошлый раз два часа ловила — не могла уехать». (Так и хотелось закричать: «Блин, тётка! Ты не видишь рюкзаков за спиной? Где-е нам ещё, по-твоему, стоять-то, а?») На замечание отреагировали спокойно. Мы же астостопщики. Место тут прекрасное. Сейчас уедем.
ВАЗ-1111 «Ока»
   Уже через 15 минут мы все втроём ехали в «Оке». Молодой водитель связист (девиз: «Связь без брака» — зам декана Юрков научил) Ваня только что починил ходовую и рад был прокатить нас всех. Машина ехала не дико быстро, но как могла. «Ух, опять обогнал!» — провожал каждую машину драйвер.

   По выезду из Башкирии с собой было небольшое задание. Мой дядя давно-давно служил в военной авиации. Его часть базировалась в одном из городов Красноярского края. При увольнении в запас была дембельская работа: установить памятник, укрепив взлетающий ввысь самолёт. Задание было выполнено отлично, и на гражданку дядя Риф ушёл со спокойной совестью. Нынешняя моя миссия: разыскать данный артефакт и воочию его лицезреть. У Елены Владимировны в саквояже есть настоящий фотоаппарат: можно сделать снимки и показать дяде Рифу (который, кстати, есть папа Наили и Руслана (тесть), что подобрали меня при выезде с Башкирии).

«...Там крокодилы, львы и гориллы,
Слон и пантера в зарослях ждут.
Если ты смелый, ловкий, умелый,
 — 
Джунгли тебя зовут!»

Сергей Супонев
   И вот город Канск, на гербе коего тоже присутствует лев с серпом и лопатой, у нас на пути! Мы прямо в него и едем. Поселению уже 370 лет. Первые поселенцы — труд на царской дороге, позже место ссыльных (декабристы и крестьяне), дальше лагеря, тюрьмы ГУЛага. С продвижением купечества получил большое развитие и город, как культурно-промышленный центр.
   Спросил, что сейчас есть в Канске. Ответила женщина: «Раньше у нас было всё. Теперь нет ничего». Фраза поставила в тупик. Разузнал и про самолёт: не терпелось — скорей бы уже.
   Самолёт был. Но его задемократили (демонтировали) в 1995-м году. А стоял он где-то в бору. Вот такой мир. Жаль.

   Подъезжали к городу. Начал своё дождь. Справа завиднелись многочисленные ангары (зелёные, как жилища хобитов) и торчащие хвосты самолётов. Потом целое поле всяких разных радаров — вид оставляет очень позитивные впечатления (гордость). И снова ангары с самолётами. Взлётно-посадочная полоса. Осадки стали гораздо сильнее. Ваня ехал дальше на 50 км. Подумав, мы решили, что останавливаться в Канске не будем, раз тут нет монумента, но попросили водителя проехать как можно медленней. «В такую погоду по таким дорогам да на такой машине… куда тут спешить-то», — приятно согласился добрый драйвер, и мы аккуратно поехали по краю старого города.
Радар — приветственный символ города
   Слева дома, дома, дома. А вот справа Авиа-городок: крыло самолёта с названием части у КПП, за бетонным забором видны площадки, квартирные офицерские дома, снова площадки и снова дома. Всё остальное в тех местах, где мы ехали старое советское и жутко крупнопанельное, — во время дождя смотрится мрачно и неприветливо. Мост через реку Кана.

Триумфальная арка
   Поставленная недавно триумфальная арка в честь проезда здесь
цесаревича Николая Александровича (прое-
хал давно). И городской пейзаж стал более приветлив — засверкали витрины магазинов и светящиеся вывески. Так и проехали. («Арка не поставлена в Канске, а восстановлена. В советские времена её снесли, как и в Улан-Уде, Благовещенске, Владивостоке...» — прим. Макса [DanJah])

 '  Позитивный юморист (связисты — все юмористы) Ваня довёз нас до кафе на окраине Нижнего Ингаша, и, пожелав приятной дороги (смысл сказанного оценили чуть позже), развернулся по своим делам.

И снова на карте заканчивается дорога
   Кафе, так кафе. Переждали окончания дождя (пару минут). Умылись. Более менее привели себя в порядок. Снова на трассу в тёплую машину, пока не замёрзли или не отсырели — а то вокруг холодновато и тучновато.

   Как встали, так сразу разбежались тучки, выползло Солнышко. Согрело и высушило. Вот только стояли долго. Никто не брал. А дело шло к вечеру.
   И вот наша джипообразная транзитная машина. Поехали! Через 200 метров шлагбаум, ж/д переезд, пост ДПС и… (вот оно) дорога просто (тупо) заканчивается. Вот это да! Такой я не видал уже давно (с детства). Да здесь жутко! Все знают про эти места. И мы наслышаны. Но увиденное превзошло все ожидания: весь асфальт в рытвинах, ямах и провалах. Бедные фуры ползут по 2 км в час, аккуратно всеми колёсами стараясь собрать минимальное количество пробоев. Там, где есть обочина, транспорт ползёт по обочине. Да-а-а-а. Друзья-дорожники здесь просто отдыхают.
   Мы сразу свернули и поехали через Пойму-Тину. Это лёгкий [light] вариант бездорожья — спасительная гравийка для легковых (грузовьё сюда не пускают). Дождик смочил поверхность, отчего она мягче принимала колёса, асфальтом тут не особо пахло: он, похоже был когда-то — надо искать. Но машина тоже не простая.
Это Сан-Ёнг
   С первых минут я не мог понять, чьих рук собран транспорт, потому здесь всё как в отечественном ИЖе. Ну, если не всё, то многое очень похоже — старый интерфейс «девятки» чем-то напоминает. Даже поскрипывание неровной пластмассы такое же нервное. Только движок звучит по-другому совсем. Это что такое? Драйвер разъяснил: «Это Сан Ёнг [Ssang Yong]. Корейская машина. Дизельный двигатель. Экономней. Там, где живу и работаю (РЖД), у нас дорог нет — одни направления. То, где мы сейчас едем, ещё нормальная дорога считается. Вот, для моих нужд как раз джип этот и сгодится».
   Через час, наверное, 50 км были позади. С разъяснением, мол отсюда легче нам будет уехать, водитель высадил у деревни Нижняя Пойма и укатил дальше.
   Но оттуда мы так и не уехали…

   Рядом торговал круглосуточный Экспресс-магазин. В него из селения (видать, там время работы вышло) тянулись местные колдыри, да и не только («Смотри, бабушка бежит — Закрывают скоро магазин, а он в деревне один. Уж не мил ей белый Свет, виноват, конечно, дед, но другого — нет», — группа «Дюна»).

   На нашем кусочке асфальта стопа не было. Здесь мы смотрели как аккуратно заходит за горизонт солнце, как плавно наступает ночь, как дико активизируются комары. Да, надо ставить палатки. В магазине решили не ночевать — нам нужно выспаться, а не слушать рассказы пьяных героев.
   Замяли купленные Леной вкусные булочки из этого же заведения. Просто уснули. Без чувств. Проехали 327 км.

А это— дорожный «Ёнг»