КБЖД осенью |
За всё своё время путешествия я с каждым днём учился ставить свою палатку всё надёжнее и всё быстрее. От выбора места ночёвки до засыпания, завёрнутым в тёплый спальник, возможно, с зажжённой ненадолго свечой — на всё это уходило теперь не более десяти минут. Палатку научился ставить скоро и хорошо.
Но появился другой фактор — утренний: каждый сбор ночного домика превратился в довольно временной процесс, требующий терпения и спокойствия: для начала нужно было выбрать сухое место и полностью просушить то, что под утро немного отсыревало от конденсата — саму палатку, подстилку да тёплый спальник, а иначе они более не будут исправно служить. А после всё аккуратно разложить и завернуть — если неаккуратно, то это увеличивает объём снаряжения, что весьма не нужно.
Со временем очень надоели эти утренние сборы: если ночная установка укладывалась в десяток минут, то утреннее приведение в порядок занимало не меньше часа (а может, более). Естественно, мне начало это давать некое раздражение, так как ставить палатку каждую ночь и утром собирать... — хотелось иногда избежать этого процесса. Нет, я не психовал — зная, что это необходимый процесс, я наоборот, научился ловить с него кайф и получать радость. Но всё же, иногда, порой хотелось скоротать ночку в дорожных кафе, или ещё где, дабы избежать этого сборочно-укомплектовочного процесса.
Последние мысли очень сильно занимали меня вчера вечером, когда не хотел в темноте разбивать лагерь, но где-нибудь, в домике дождаться утреннего поезда, и уехать, переждав в нём ночь. Подобные мысли одолевали вчера утром, когда я сушился во дворике одного из домов Листвянки — тщательно упаковывая высохшую палатку по ровным складочкам и пристёгивая её вместе с подстилкой к рюкзаку, я понятия не имел, что совершаю этот процесс последний раз...
Такими самоанализирующими мыслями, а так же интересными знаниями от странички к страничке пришло время подъёма и подготовки к ночному поезду, который будет в 3:00.
Чай. Бутербродик. И вот, мы уже стоим на ночном перроне. Перед нами темнеют скалистые склоны, позади посапывает во сне Байкал (либо спит, либо делает вид, что спит), и ещё откуда-то непонятный, но стандартный для полустанков, свет ночных лампочек.
Я вместе с Анатолием — начальником уехавшей бригады, высоким постаревшим и облысевшим грузином с доброй душой и гостеприимным характером.
— Мотания вот уже должен бы подойти, если не задержался где-то по дороге, — объясняет ожидание Анатолий, — Мотается туда-сюда: вот его и прозвали «Мотанией». Хотя раньше тут тяжело было ездить. За дорогой начали следить относительно не так давно. Вот, мы теперь тут и работаем. Поначалу здесь было не пройти — трава по колено, рельсы проржавели, мосты кое-где подгнили. А теперь все выправлено и вычищено, — даже составы целые двигаются. Тех путей, что выкладывали при царе, здесь уже давно не осталось. Мы всё поменяли. Но работа есть всегда. Так как это музей, то новые пути должны быть такие же, как и старые. Вот мы и укладываем не бетонные шпалы, а деревянные (как раньше), а потом ходим проверяем их. Где ещё нормально, а где уже пора и менять…
Подмигивая тусклым огоньком, никуда не спеша, прибыл ожидаемый состав. На самом деле отсутствие огней на ночном поезде — вещь, от которой все давно уже отвыкли. А тут так! Как по старинке! Класс. «Фишка» передвижения на «Мотане» — прокатиться в товарном вагоне. Многие с этого ловят огромный кайф. Я тоже должен был поймать, но отправился с Анатолием в плацкартный, дабы не рушить компанию. Проезд оказался платным — 36 рублей. Проводница аккуратно под желтизну фонарика проводила нас на свободные места, и, пожелав доброй ночи, удалилась, забрав с собой остатки света. Мой спутник расстелил куртку и прилёг. Аналогично, я улёгся на подстилку (да, та самая, плетёная пляжная подстилка, что была приобретена в прошлом году в Крыму и неустанно с той поры путешествовала рядом =). За окном было дико темно, поэтому КБЖД я больше не видел, а только чувствовал её мягкость. Уснул. Машинист не торопился. Оставшиеся 70 км до Слюдянки «Мотания» преодолел за пять часов…
По прибытии было уже светло. Помог Анатолию дотащить сумки от железнодорожного до автовокзала, после чего… не, мы не распрощались, а напротив — поступило предложение поехать дальше вместе. Клёво. Посидели в маршрутке (здесь не «ГАЗельки», а маленькие корейские автобусики), ожидая, когда набьются все. Звонок Анатолию, — и мы уже стоим на другой стороне дороги и ждем попутного служебного «КАВЗика» РЖД — знакомый водила которого позвонил и предложил довезти.
Автодорога по берегу Священного моря — это нереально круто! Это серпантин на краю скалы, это погружение в листву обалденно-зелёного мира, это бег по краю большого бело-голубого простора озера!
В пути водитель поделился, почему брал только что закончившиеся отгулы: «Друг у меня умер. Вот, — хоронили… Не знаю… бред какой-то вообще. Жена от него ушла, а он без неё никак. Не мог. В итоге взял свою двустволку: пошёл застрелил её, а потом и сам…»
Ещё рассказали про тёплые зимы в Байкальске: «Приезжай зимой! У нас тут хорошо. Температура -10 всего, зато снега навалива-а-а-е-е-е-т! Ну, короче, приезжай — сам всё увидишь».
Распрощался с добрыми людьми у Байкальска — высадили у автокемпинга. А КАВЗ уковылял в город (куда мне вроде как не очень охота совсем никак вообще). Здесь, в этом селении находится как раз всем известный Байкальский ЦБК, который «портит всю малину» чуда природы. Его присутствие ощущается повсюду: в воздухе витает особый, какой-то непонятной прелости, запах — не сильный, но заметный, листья у деревьев не такие зелёные, а выцветшие. И большинство их скрючено в трубочки. Жуть. А люди здесь живут и работают — человек ко всему привыкает, точно!
Кафе «Полина». 25 Рублей за слойку с сыром — «хачапурями» (от которых «пучит хари» =) их здесь никто не обзывает. На дороге. ИЖ, поняв, куда я собрался, довёз только до следующей заправки. Ход глупый (ну кто же знал), так как потерял такое чудное место у парковки. Сейчас лучшее место оказалось у выезда (и для особых людей — въезда) с АЗС, рядом со знаком, предупреждающим о посте ГИБДД через 150 м («Водила, смотри какой я, — погнали вместе к гаишникам!»).
Машин было много. Стоял долго, пока не подобрал джип Тойота с очень весёлым «хозяином баранки». Я втиснулся на заднее сиденье к большим женщинам — люди ехали куда-то в лес по ягоды, и нам было по пути!
Высадили уже в Бурятии у Кедровки (мне так сказали), а сами, развернувшись, нырнули в тайгу — на карте это место обозначено как «Байкальский Заповедник».
Участок дороги ровный. Проглядывается хорошо. Место отличное. Вот только чего-то не останавливается никто. Никак. Неподалёку мама с сыном и дочерью продают чернику. Вернее, продаёт дочка с братиком, а мама то и дело выныривает из лесу с полным лукошком ягод (иногда ходит дочь). Раз мне никто не ловится, наверное, я чего-то здесь должен сделать прежде…
Похрустел ветками в заросли и, отыскав приглядное местечко, накушался черники вдоль и поперёк. Хотя до этого никогда её не собирал и не знал, как она выглядит и в каких местах растёт: оказывается, не любит заросли-то особо, а небольшие полянки в тени — самое то. Упитанный, с новым запасом знаний выкарабкался из зелёного миру на дорогу, где меня уже поджидал тёмно-синий ВАЗ-2106: не знаю, он по своим делам остановился, или путешественника увидев.
Мужик за рулём оказался позитивный. По дороге подобрали старика, который не очень понимал, куда ему надо, но знал, что обязательно надо. А весёлая такса по кличке «Чип» отказалась ехать сзади, но расположилась у меня на руках.
Наш путь всё так же тянулся серпантином, где-то опускаясь, а где-то подымаясь. В низинах, где реки, скопился непроглядный туман, а наверху ярко и солнечно — забавно нырять в такие белые ванны! Водитель рассказывал про свою интересную работу (а по специальности он браконьер), что ставить или снимать сети они выходят в ночь или к утру — в предрассветном (и послерассветном) тумане никто никогда не заметит тихих вёсельных «резинок». Ловят омуля — это рыба с ярко выраженным рыбьим вкусом, являющаяся одной из примечательностей Байкала. Очень вкусная. Продаётся на каждом углу. (Правда, сам я не пробовал.) Клёвая штука, но иногда несёт такую заразу, как ботулизм. Добрый иркутский доктор Виктор Павлович рассказывал (предупреждал), что это острое инфекционное заболевание, которое парализует (или что-то там нарушает) поперечно-полосатые и гладкие мышцы, что в итоге очень часто приводит (не, не сразу к смерти) к жёстким нарушениям зрения, глотательного и дыхательного процессов, что в свою очередь становится причиной невозможности дышать со всеми вытекающими отсюда последствиями (вот теперь к смерти). В этом году было несколько случаев уже здесь. Народ побаивается, но всё равно ест. Подвозивший позавчера Макс говорил, что омулей копчёных продают не свежих, а вчерашних: никто не купил сегодня, а выбросить жалко вроде. Конечно, я всё это выдал водителю, на что он среагировал:
— Ну это уже от людей зависит. Недокоптят, недосмотрят где-то, на солнце дольше чем нужно пролежит, али вчерашний улов ещё… У нас не так, — у нас всё сразу. Да и коптишь ты сам. А люди ведь на туристах денег хотят заработать побольше. Вот, в городе один хвост стоит 70 рублей, а мы продаём по 40 рублей за килограмм. Есть разница?! Да ты сам всё увидишь! Оставайся у нас — погостишь с недельку. С нами поплаваешь, сети поставим, сам всё попробуешь — научишься. Тут один похожий бегал от властей — скрывался, с нами жил, хороший мужик! Сейчас уехал куда-то. Ну как тебе? Вон места — палатку есть, где поставить! — зазывал меня добрый драйвер.
На самом деле очень хотелось согласиться. Не то, чтобы мне нравилась рыба, да и рыбалка — не моё дело, но мужик был жутко-позитивный, да и возможность научиться чему-то новому очень притягивала. Но я отказался… Была ещё другая причинка: на днях осознал, что лето, оказывается, заканчивается, а мне ещё половину России шлёпать! А в Сибири ночью уже холодно. А вещи у меня: шорты да майка (+ братовы джинсы и футболка в рюкзаке =)! Короче, надо «рвать»! Ещё пару раз нехотя отказался. Распрощались где-то недалеко от Бабушкина.
Тут же попались ребята, что подбросили меня до самого Бабушкина. Пока стоял, подошли два местных колдыря и начали выяснять, кто я и откуда. Конечно, рассказал, кто и куда. Оказалось, нам какое-то время по пути. То есть машину нужно ловить вместе. Они сказали, что тут есть рынок, а там всегда можно поймать. Пошли на рынок (300 м). Какими-то правдами и неправдами ребята уломали стоявшую «копейку» ехать, и мы все дружно поехали. Вышли где-то через километров 15-20. Не желали мня отпускать, а звали к себе не берег попить чаю и посидеть — поболтать. Люди пьяные. Идти особо не хотелось. Искал в себе существенные причины, чтоб отказаться. Но в результате согласился (не нашёл). Что мне сделают два нетрезвых товарища? А тут возможность ещё раз посидеть на краю Байкала перед тем, как трасса отвернёт от него. Пошли.
На берегу оказалось ещё три собутыльника (итого: пять), двое из которых, правда пока лежали в отрубях. Небольшой костерок. Ведро чая с молоком. Хлеб. Пустые пивные баллоны. Решили по такому поводу угостить меня «омульком» — здесь же недалеко (метров 200) стоял домик, где жила тётушка, торговавшая ими. Один из ребят отправился, предложив сходить вместе. Ну ладно, пойдём. Рюкзак оставил — один из товарищей был вроде как постарше (лет под 40) — вроде как приглядел бы пока.
Пока шли, разговорились. Парня зовут Алексеем. На вопрос, чем занимаются в жизни: «Что, вот так пьёте?» — ответил:
— Раньше здесь, в Бабушкине, была большая птицефабрика. Все работали на ней. Но она закрылась. С тех пор, делать нечего. Так, на неделю уходим в тайгу, живём там, собираем ягоды всякие. Потом возвращаемся и здесь, на дороге, торгуем.
Самому Алексею 32 года уже. Дочке 16 лет и сыну 8. Дошли до бабки. Алексей купил свежих рыбок, а потом всеми правдами и неправдами (даже типа чел с Питера и т.д.) убалтывал женщину принести копчёного омуля. Тётка не хотела — видать, старые задолженности не выплачены, — но в итоге сходила в избу и вернулась с одной рыбёшкой, при этом показательно облизывая пальцы. Спасибо. Поковыляли обратно.
Алексей заметил, что рыба тут не заразная: «Если боишься ботулизма, голову не ешь просто, и всё». Ещё ему очень понравилась моя палатка, которую он уговаривал ему подарить. Ну, если просит, наверное, значит ему нужно больше, чем мне (а я как-нибудь разрулю точно). Короче, решил подарить.
Но, когда пришли на стоянку, дарить было уже нечего: мой рюкзак был выпоторошен, и дорожные вещи равномерно валялись на полянке (палатки уже не было =).
Фигасе, повороты! Короче. Мне тут теперь делать нечего. Один из товарищей (тот, что был постарше) начал судорожно оправдываться: «Мы думали, ты ТЕРРОРИСТ! Что у тебя там в рюкзаке? А вдруг бомба? А вдруг ты нас тут всех подорвёшь? Мы же не могли не проверить. Извини, но вдруг бы ты на самом деле оказался террористом!»
Смешной он, конечно, но чего-то мне было совсем не до юморесок. Бегло окинул взглядом содержимое чемодана: «Так, паспорт есть, хотя и не на месте», — начал быстро запихивать обратно всё, что попалось на глаза, попутно намекнув другому колдырю, чтоб воротил обратно плеер. Но тот начал рассуждать: «А может, ты его по дороге выронил? А может потерял? Может, не заметил просто?»
Ясно, короче. Ещё он листал мой карманный атлас, — ему тоже понравилось, и он предлагал у меня его «купить за 200 рублей». Атлас — мои глаза, естественно, я не согласился. Забавно было наблюдать на мои же деньги, когда он, показывая серьёзность намерений, вытащил их из своего кармана (в одном из отделений кошелёчка у меня были сувенирчики — единицы валют разных стран и времён, — у него я приметил 1 доллар и 100 рублей 90-х годов =). Листая атлас, товарищ наткнулся на закладочку — иконку Николая Чудотворца, выдав: «Смотри, а человек-то верующий», — разговоры про продажу прекратились.
Когда все найденное было запихано, а атлас уже лежал в моём кармане, вернулся Алексей (отходил «в кусты»). Поняв, что я «не поднял плеер». Они с товарищем начали смотреть друг другу в глаза (типа, «ну и м...к же ты»). Можно было бы подождать, но очухался один спящий, начал пошевеливаться второй. Поняв, что такое прибавление силы совсем не в мою сторону и сейчас придётся тереть с ещё одним…, я свалил — так как у них начались моральные разногласия в шайке, за мной никто не пошёл.
Конечно, можно было бы попробовать завязать драку (или, как говорил милиционер, чемпион Ленобласти по рукопашному бою, Вадим — потолкаться =): вдруг бы как бы мне бы случаем повезло (не нужно думать, что я сильный, — просто они были пьяны), но этот вариант тоже был смело отброшен — там, возле хлеба валялся нож — не, ну он был втоптан в землю, про него мало кто вспомнил бы, но мало ли что на нетрезвую голову вздумается... Короче, не стоит оно того. Пошли все на фиг: так люди не живут. (Омуля я так и не попробовал =)
(«Ну наконец-то дочитал до момента, когда ты попал хоть в какую то передрягу — а то я уже думал, что через всю Россию проедешь и не разу не отхватишь — это была бы не Россия. От души посмеялся, над ситуацией — очень порадовался тому, как ты из неё вышел, хотя и был огорчен той легкостью с которой ты в неё попал. По всем «понятиям» ты должен был отхватить по «морде» как любой порядочный «лох». Но раз уж так получилось и, учитывая твою позитивность и отсутствие чемпиона Вадика, «Потолкаемся» — это был всё же наилучший вариант. Но можно только надеяться, что палатка попадет в хорошие руки и мысленно рисовать на ней Знак защиты Перуна =)», — прим. Миши [mblsh].
«Забавно, но, как я потом уже, по возвращении понял, так думал не ты один. Вернее, очень многие (почти все) спрашивали: «И что, ни разу ничего такого не было?» Самым интересным для меня было то, что этого ждали даже мои родственники — нет, конечно же, они не желали, чтоб со мной чего-то приключилось. Но самое это нежелание приключений и опасностей моделирует в уме ситуации, которые могли произойти, или просто опасность случая, — поэтому нет разницы: желать человеку вред или желать отсутствие вреда, так как мысли всё равно концентрируются на вреде. Но я тут никого не хочу обвинить, и, более того, зная это заранее, «попросил Всевышнего», чтоб подобные мысли родных и близких трансформировались в благо, ну, или никоем образом не отражались на формировании моей реальности. О подобных процессах будет написано позже», — прим. Вадика.)
Выходя с кустов на трассу с левой стороны, махнул рукой проезжающему минивену, который сразу же остановился! В компании двух позитивных женщин (одна, сына которой зовут Владиком, за рулём) доехал до Тимлюя, подняв по пути настроение им и себе. Класс!
Постояв чуть-чуть, остановился тентованый «УАЗик». Мест в кабине не было. Меня посадили на диванчик в кузов. Я ехал в полной свободе лицом к уходящей дороге. Вообще, уходящая вдаль от тебя дорога — символ пережитого времени. В такие моменты начинаешь задумываться о прошлом. Вот как раз.
В кузове я один — свобода. Отличный случай, чтоб расставить все точки над «ё» в голове. Первый раз после произошедшего задумался, что же всё-таки случилось (когда всё происходило, были только действия, сильно не думал, что есть что). Поехали.
В чём виноваты ребята? Да ни в чём. Ведь я сам пошёл с ними. На лямке висел пульт от плеера — это явное искушение. Сам оставил рюкзак.
Палатка. Палатка была клёвой, но ведь я решил, что подарю её Алексею, — я бы в любом случае остался без неё. Так, что Алексей (а он хотел подарить её дочке), пусть она верой и правдой служит новому хозяину, как служила мне. С добром.
Подстилка. Да она уже износилась, всё равно не нужна без домика.
Плеер. Ну, вот с этим не до конца ясно. Я люблю техногенные штуки. И КД-проигрыватель Сони «Ди-Эн-И» 20 [Sony D-NE 20] самый тонкий в мире. Ещё он может играть на одном заряде до 100 часов. При таком раскладе естественно, для его аккумулятора существует особая зарядка и специальный адаптер для работы от пальчиковой батарейки. Всё это осталось у меня в рюкзаке (а наушники в кармане). Его даже не продать здесь! («А-А-А-А-А! Вот над чем нужно мысленно Знак защиты Перуна рисовать и думать, что это попадет в хорошие руки», — прим. Миши [mblsh].) Вот как-то так.
(«На самом деле в тот момент в плеер был заряжен подаренный Людой из Окунева компакт диск с лекциями О. Г. Торсунова по Аюрведе — ведической науке о жизни, а именно «Секреты гармонии в семье». Похоже, ребятам в тот момент он оказался гораздо нужнее, чем мне. Ну что ж — далеко не мне рассуждать, кому нужно знание, а кому нет», — прим. Вадика.)
Ещё непонятным остался момент, зачем они оправдывались (мол, думали, что террорист)? Их же было 5 (пятеро). А я один! Что со мной вообще разговаривают? («В этом-то и подколка: раз извиняются, значит перед человеком виноваты, и, как только человек ляпнет, что они такие сякие (ведь они же сами извиняются), появляется повод для обиды с их стороны («Ты с какого нас суками назвал?») и повод для дополнительной разводки. А тут уж у кого руки (или ноги) сильнее, и проснувшиеся двое допинывают того кто проиграл в этой схватке — а ты это будешь или нет им по барабану — просто потому, что им плохо с похмелья, а не потому что они плохие», — прим. Миши [mblsh].)
Наверное (как позже сказал Гриша), у них просто есть совесть, и они совсем не потерянные для общества люди. Просто немного заблудились.
Ладно, проехали. Что делать теперь, когда мне негде жить (и нечего слушать, хы-хы =)? Ну не возвращаться же, в самом-то деле! В Коране написано, что Аллах не любит тех, кто не завершает свои дела. Короче, едем дальше.
Вот так я и думал. Рюкзак открывать не хотелось. Но расстроиться по произошедшему у меня так и не получилось: откуда-то сзади, из-за спины, как раз оттуда, где в обвязке была палатка, проникало в меня чувство тёплой радости. Ведь, раз Всевышний забрал у меня палатку, значит она мне больше НЕ НУЖ-НА! А значит, больше не будет холодных ночей, больше не буду промокать в ней под сильными дождями, больше не будет строительно-установочных работ под свет фонаря! Я был счастлив. Улыбался и махал рукой машинам (перед тем, как они нас обгоняли).
(«Забегая много вперёд, скажу, что палатка и подстилка в действительности мне больше ни разу не пригодились. Все остальные ночёвки были в тепле»,
Такими самоанализирующими мыслями, а так же интересными знаниями от странички к страничке пришло время подъёма и подготовки к ночному поезду, который будет в 3:00.
Чай. Бутербродик. И вот, мы уже стоим на ночном перроне. Перед нами темнеют скалистые склоны, позади посапывает во сне Байкал (либо спит, либо делает вид, что спит), и ещё откуда-то непонятный, но стандартный для полустанков, свет ночных лампочек.
Я вместе с Анатолием — начальником уехавшей бригады, высоким постаревшим и облысевшим грузином с доброй душой и гостеприимным характером.
— Мотания вот уже должен бы подойти, если не задержался где-то по дороге, — объясняет ожидание Анатолий, — Мотается туда-сюда: вот его и прозвали «Мотанией». Хотя раньше тут тяжело было ездить. За дорогой начали следить относительно не так давно. Вот, мы теперь тут и работаем. Поначалу здесь было не пройти — трава по колено, рельсы проржавели, мосты кое-где подгнили. А теперь все выправлено и вычищено, — даже составы целые двигаются. Тех путей, что выкладывали при царе, здесь уже давно не осталось. Мы всё поменяли. Но работа есть всегда. Так как это музей, то новые пути должны быть такие же, как и старые. Вот мы и укладываем не бетонные шпалы, а деревянные (как раньше), а потом ходим проверяем их. Где ещё нормально, а где уже пора и менять…
Мотаня |
По прибытии было уже светло. Помог Анатолию дотащить сумки от железнодорожного до автовокзала, после чего… не, мы не распрощались, а напротив — поступило предложение поехать дальше вместе. Клёво. Посидели в маршрутке (здесь не «ГАЗельки», а маленькие корейские автобусики), ожидая, когда набьются все. Звонок Анатолию, — и мы уже стоим на другой стороне дороги и ждем попутного служебного «КАВЗика» РЖД — знакомый водила которого позвонил и предложил довезти.
Автодорога по берегу Священного моря — это нереально круто! Это серпантин на краю скалы, это погружение в листву обалденно-зелёного мира, это бег по краю большого бело-голубого простора озера!
В пути водитель поделился, почему брал только что закончившиеся отгулы: «Друг у меня умер. Вот, — хоронили… Не знаю… бред какой-то вообще. Жена от него ушла, а он без неё никак. Не мог. В итоге взял свою двустволку: пошёл застрелил её, а потом и сам…»
Ещё рассказали про тёплые зимы в Байкальске: «Приезжай зимой! У нас тут хорошо. Температура -10 всего, зато снега навалива-а-а-е-е-е-т! Ну, короче, приезжай — сам всё увидишь».
Паровоз БЦБК — единственный из всех, кто скидывает какашки напрямую в воду |
Кафе «Полина». 25 Рублей за слойку с сыром — «хачапурями» (от которых «пучит хари» =) их здесь никто не обзывает. На дороге. ИЖ, поняв, куда я собрался, довёз только до следующей заправки. Ход глупый (ну кто же знал), так как потерял такое чудное место у парковки. Сейчас лучшее место оказалось у выезда (и для особых людей — въезда) с АЗС, рядом со знаком, предупреждающим о посте ГИБДД через 150 м («Водила, смотри какой я, — погнали вместе к гаишникам!»).
Машин было много. Стоял долго, пока не подобрал джип Тойота с очень весёлым «хозяином баранки». Я втиснулся на заднее сиденье к большим женщинам — люди ехали куда-то в лес по ягоды, и нам было по пути!
Высадили уже в Бурятии у Кедровки (мне так сказали), а сами, развернувшись, нырнули в тайгу — на карте это место обозначено как «Байкальский Заповедник».
Хорошее место для хорошего стопа |
Похрустел ветками в заросли и, отыскав приглядное местечко, накушался черники вдоль и поперёк. Хотя до этого никогда её не собирал и не знал, как она выглядит и в каких местах растёт: оказывается, не любит заросли-то особо, а небольшие полянки в тени — самое то. Упитанный, с новым запасом знаний выкарабкался из зелёного миру на дорогу, где меня уже поджидал тёмно-синий ВАЗ-2106: не знаю, он по своим делам остановился, или путешественника увидев.
Мужик за рулём оказался позитивный. По дороге подобрали старика, который не очень понимал, куда ему надо, но знал, что обязательно надо. А весёлая такса по кличке «Чип» отказалась ехать сзади, но расположилась у меня на руках.
Наш путь всё так же тянулся серпантином, где-то опускаясь, а где-то подымаясь. В низинах, где реки, скопился непроглядный туман, а наверху ярко и солнечно — забавно нырять в такие белые ванны! Водитель рассказывал про свою интересную работу (а по специальности он браконьер), что ставить или снимать сети они выходят в ночь или к утру — в предрассветном (и послерассветном) тумане никто никогда не заметит тихих вёсельных «резинок». Ловят омуля — это рыба с ярко выраженным рыбьим вкусом, являющаяся одной из примечательностей Байкала. Очень вкусная. Продаётся на каждом углу. (Правда, сам я не пробовал.) Клёвая штука, но иногда несёт такую заразу, как ботулизм. Добрый иркутский доктор Виктор Павлович рассказывал (предупреждал), что это острое инфекционное заболевание, которое парализует (или что-то там нарушает) поперечно-полосатые и гладкие мышцы, что в итоге очень часто приводит (не, не сразу к смерти) к жёстким нарушениям зрения, глотательного и дыхательного процессов, что в свою очередь становится причиной невозможности дышать со всеми вытекающими отсюда последствиями (вот теперь к смерти). В этом году было несколько случаев уже здесь. Народ побаивается, но всё равно ест. Подвозивший позавчера Макс говорил, что омулей копчёных продают не свежих, а вчерашних: никто не купил сегодня, а выбросить жалко вроде. Конечно, я всё это выдал водителю, на что он среагировал:
— Ну это уже от людей зависит. Недокоптят, недосмотрят где-то, на солнце дольше чем нужно пролежит, али вчерашний улов ещё… У нас не так, — у нас всё сразу. Да и коптишь ты сам. А люди ведь на туристах денег хотят заработать побольше. Вот, в городе один хвост стоит 70 рублей, а мы продаём по 40 рублей за килограмм. Есть разница?! Да ты сам всё увидишь! Оставайся у нас — погостишь с недельку. С нами поплаваешь, сети поставим, сам всё попробуешь — научишься. Тут один похожий бегал от властей — скрывался, с нами жил, хороший мужик! Сейчас уехал куда-то. Ну как тебе? Вон места — палатку есть, где поставить! — зазывал меня добрый драйвер.
На самом деле очень хотелось согласиться. Не то, чтобы мне нравилась рыба, да и рыбалка — не моё дело, но мужик был жутко-позитивный, да и возможность научиться чему-то новому очень притягивала. Но я отказался… Была ещё другая причинка: на днях осознал, что лето, оказывается, заканчивается, а мне ещё половину России шлёпать! А в Сибири ночью уже холодно. А вещи у меня: шорты да майка (+ братовы джинсы и футболка в рюкзаке =)! Короче, надо «рвать»! Ещё пару раз нехотя отказался. Распрощались где-то недалеко от Бабушкина.
Тут же попались ребята, что подбросили меня до самого Бабушкина. Пока стоял, подошли два местных колдыря и начали выяснять, кто я и откуда. Конечно, рассказал, кто и куда. Оказалось, нам какое-то время по пути. То есть машину нужно ловить вместе. Они сказали, что тут есть рынок, а там всегда можно поймать. Пошли на рынок (300 м). Какими-то правдами и неправдами ребята уломали стоявшую «копейку» ехать, и мы все дружно поехали. Вышли где-то через километров 15-20. Не желали мня отпускать, а звали к себе не берег попить чаю и посидеть — поболтать. Люди пьяные. Идти особо не хотелось. Искал в себе существенные причины, чтоб отказаться. Но в результате согласился (не нашёл). Что мне сделают два нетрезвых товарища? А тут возможность ещё раз посидеть на краю Байкала перед тем, как трасса отвернёт от него. Пошли.
Омулёк: закопченелый и не очень |
Пока шли, разговорились. Парня зовут Алексеем. На вопрос, чем занимаются в жизни: «Что, вот так пьёте?» — ответил:
— Раньше здесь, в Бабушкине, была большая птицефабрика. Все работали на ней. Но она закрылась. С тех пор, делать нечего. Так, на неделю уходим в тайгу, живём там, собираем ягоды всякие. Потом возвращаемся и здесь, на дороге, торгуем.
Самому Алексею 32 года уже. Дочке 16 лет и сыну 8. Дошли до бабки. Алексей купил свежих рыбок, а потом всеми правдами и неправдами (даже типа чел с Питера и т.д.) убалтывал женщину принести копчёного омуля. Тётка не хотела — видать, старые задолженности не выплачены, — но в итоге сходила в избу и вернулась с одной рыбёшкой, при этом показательно облизывая пальцы. Спасибо. Поковыляли обратно.
Алексей заметил, что рыба тут не заразная: «Если боишься ботулизма, голову не ешь просто, и всё». Ещё ему очень понравилась моя палатка, которую он уговаривал ему подарить. Ну, если просит, наверное, значит ему нужно больше, чем мне (а я как-нибудь разрулю точно). Короче, решил подарить.
Но, когда пришли на стоянку, дарить было уже нечего: мой рюкзак был выпоторошен, и дорожные вещи равномерно валялись на полянке (палатки уже не было =).
Фигасе, повороты! Короче. Мне тут теперь делать нечего. Один из товарищей (тот, что был постарше) начал судорожно оправдываться: «Мы думали, ты ТЕРРОРИСТ! Что у тебя там в рюкзаке? А вдруг бомба? А вдруг ты нас тут всех подорвёшь? Мы же не могли не проверить. Извини, но вдруг бы ты на самом деле оказался террористом!»
Смешной он, конечно, но чего-то мне было совсем не до юморесок. Бегло окинул взглядом содержимое чемодана: «Так, паспорт есть, хотя и не на месте», — начал быстро запихивать обратно всё, что попалось на глаза, попутно намекнув другому колдырю, чтоб воротил обратно плеер. Но тот начал рассуждать: «А может, ты его по дороге выронил? А может потерял? Может, не заметил просто?»
Ясно, короче. Ещё он листал мой карманный атлас, — ему тоже понравилось, и он предлагал у меня его «купить за 200 рублей». Атлас — мои глаза, естественно, я не согласился. Забавно было наблюдать на мои же деньги, когда он, показывая серьёзность намерений, вытащил их из своего кармана (в одном из отделений кошелёчка у меня были сувенирчики — единицы валют разных стран и времён, — у него я приметил 1 доллар и 100 рублей 90-х годов =). Листая атлас, товарищ наткнулся на закладочку — иконку Николая Чудотворца, выдав: «Смотри, а человек-то верующий», — разговоры про продажу прекратились.
Когда все найденное было запихано, а атлас уже лежал в моём кармане, вернулся Алексей (отходил «в кусты»). Поняв, что я «не поднял плеер». Они с товарищем начали смотреть друг другу в глаза (типа, «ну и м...к же ты»). Можно было бы подождать, но очухался один спящий, начал пошевеливаться второй. Поняв, что такое прибавление силы совсем не в мою сторону и сейчас придётся тереть с ещё одним…, я свалил — так как у них начались моральные разногласия в шайке, за мной никто не пошёл.
Конечно, можно было бы попробовать завязать драку (или, как говорил милиционер, чемпион Ленобласти по рукопашному бою, Вадим — потолкаться =): вдруг бы как бы мне бы случаем повезло (не нужно думать, что я сильный, — просто они были пьяны), но этот вариант тоже был смело отброшен — там, возле хлеба валялся нож — не, ну он был втоптан в землю, про него мало кто вспомнил бы, но мало ли что на нетрезвую голову вздумается... Короче, не стоит оно того. Пошли все на фиг: так люди не живут. (Омуля я так и не попробовал =)
(«Ну наконец-то дочитал до момента, когда ты попал хоть в какую то передрягу — а то я уже думал, что через всю Россию проедешь и не разу не отхватишь — это была бы не Россия. От души посмеялся, над ситуацией — очень порадовался тому, как ты из неё вышел, хотя и был огорчен той легкостью с которой ты в неё попал. По всем «понятиям» ты должен был отхватить по «морде» как любой порядочный «лох». Но раз уж так получилось и, учитывая твою позитивность и отсутствие чемпиона Вадика, «Потолкаемся» — это был всё же наилучший вариант. Но можно только надеяться, что палатка попадет в хорошие руки и мысленно рисовать на ней Знак защиты Перуна =)», — прим. Миши [mblsh].
«Забавно, но, как я потом уже, по возвращении понял, так думал не ты один. Вернее, очень многие (почти все) спрашивали: «И что, ни разу ничего такого не было?» Самым интересным для меня было то, что этого ждали даже мои родственники — нет, конечно же, они не желали, чтоб со мной чего-то приключилось. Но самое это нежелание приключений и опасностей моделирует в уме ситуации, которые могли произойти, или просто опасность случая, — поэтому нет разницы: желать человеку вред или желать отсутствие вреда, так как мысли всё равно концентрируются на вреде. Но я тут никого не хочу обвинить, и, более того, зная это заранее, «попросил Всевышнего», чтоб подобные мысли родных и близких трансформировались в благо, ну, или никоем образом не отражались на формировании моей реальности. О подобных процессах будет написано позже», — прим. Вадика.)
Выходя с кустов на трассу с левой стороны, махнул рукой проезжающему минивену, который сразу же остановился! В компании двух позитивных женщин (одна, сына которой зовут Владиком, за рулём) доехал до Тимлюя, подняв по пути настроение им и себе. Класс!
Берег — родственное с «оберегать» |
В кузове я один — свобода. Отличный случай, чтоб расставить все точки над «ё» в голове. Первый раз после произошедшего задумался, что же всё-таки случилось (когда всё происходило, были только действия, сильно не думал, что есть что). Поехали.
В чём виноваты ребята? Да ни в чём. Ведь я сам пошёл с ними. На лямке висел пульт от плеера — это явное искушение. Сам оставил рюкзак.
Палатка. Палатка была клёвой, но ведь я решил, что подарю её Алексею, — я бы в любом случае остался без неё. Так, что Алексей (а он хотел подарить её дочке), пусть она верой и правдой служит новому хозяину, как служила мне. С добром.
Подстилка. Да она уже износилась, всё равно не нужна без домика.
Чудеса японской рукодельни |
(«На самом деле в тот момент в плеер был заряжен подаренный Людой из Окунева компакт диск с лекциями О. Г. Торсунова по Аюрведе — ведической науке о жизни, а именно «Секреты гармонии в семье». Похоже, ребятам в тот момент он оказался гораздо нужнее, чем мне. Ну что ж — далеко не мне рассуждать, кому нужно знание, а кому нет», — прим. Вадика.)
Ещё непонятным остался момент, зачем они оправдывались (мол, думали, что террорист)? Их же было 5 (пятеро). А я один! Что со мной вообще разговаривают? («В этом-то и подколка: раз извиняются, значит перед человеком виноваты, и, как только человек ляпнет, что они такие сякие (ведь они же сами извиняются), появляется повод для обиды с их стороны («Ты с какого нас суками назвал?») и повод для дополнительной разводки. А тут уж у кого руки (или ноги) сильнее, и проснувшиеся двое допинывают того кто проиграл в этой схватке — а ты это будешь или нет им по барабану — просто потому, что им плохо с похмелья, а не потому что они плохие», — прим. Миши [mblsh].)
Наверное (как позже сказал Гриша), у них просто есть совесть, и они совсем не потерянные для общества люди. Просто немного заблудились.
Ладно, проехали. Что делать теперь, когда мне негде жить (и нечего слушать, хы-хы =)? Ну не возвращаться же, в самом-то деле! В Коране написано, что Аллах не любит тех, кто не завершает свои дела. Короче, едем дальше.
Вот так я и думал. Рюкзак открывать не хотелось. Но расстроиться по произошедшему у меня так и не получилось: откуда-то сзади, из-за спины, как раз оттуда, где в обвязке была палатка, проникало в меня чувство тёплой радости. Ведь, раз Всевышний забрал у меня палатку, значит она мне больше НЕ НУЖ-НА! А значит, больше не будет холодных ночей, больше не буду промокать в ней под сильными дождями, больше не будет строительно-установочных работ под свет фонаря! Я был счастлив. Улыбался и махал рукой машинам (перед тем, как они нас обгоняли).
Селенга |
Так до самого Селенгинска — это городок (посёлок городского типа) на реке Селенга. У Байкала есть младший брат — Хубсугул — монгол по территориальной национальности. Туда так же впадает куча речек, а вытекает только одна — Селенга, что несёт воды старшему брату. Ещё здесь пребывали в ссылке многие декабристы, среди которых братья Кюхельбекеры (да, Кюхля, он самый!). Здесь же есть Целлюлозно-Картонный комбинат. Посмотреть, есть на что, но меня ждёт дорога. А на небе ни облачка!
Следующая Тойота была во главе с бурятом (а ещё там был кондиционер — да да да =)! Очень интеллигентный и приятный человек растолстевшей немного внешности, при тёмных подстриженных волосах и приятной улыбке. Выяснив, кто мы и откуда, оказалось, у него была сокурсница родом из Белебея (вот так). А ещё он бывший спортсмен (по фигуре не скажешь): лыжи, волейбол, бассейн, но потом отбил ноги и пришлось об это всём забыть. Зато жена — настоящая балерина! Когда проехали мимо очередного Обо (здесь так называют бурханы): я рассказал про фестиваль шаманов, на что было замечено:
— Да. У нас тут всё так. Мы к шаманам идем, если что случается. Но то, что ты видел — это не шаманы, это так, показуха. Настоящих шаманов очень немного — пальцев одной руки хватит. Я сам в это не верил. Да вот тут у сына проблемы были с коленями. Облазили все медучреждения, но везде сказали, что лечить бесполезно. Так и не ходил. Вот пару лет назад решили к шаману съездить. Он там чего-то разложил, говорил, плясал, раскалённый клинок доставал из печи и языком лизал… Потом говорит, всё, мол, готовы. Будьте здоровы. С тех пор сын ходить начал…
Вообще, общее мнение, — продолжал увлечённо водитель, — это очень интересная штука. Люди всему верят, при этом не хотят сами искать истины. Все вот говорят про Монголо-Татарское Иго. Что оно остановило развитие Руси и отбросило его назад. Ну, во-первых, оно никакое не монголо-татарское, так как Чингиз-Хан очень не любил татар (они убили его отца), поэтому, прежде чем пойти на Русь, монголы сначала вырезали всех татар. Да и не ясно, кого на Руси татарами называли тогда. Скорее всего, просто чужеземцев. Дальше поехали. Хан собирал дань в 10 %. Сейчас даже государственные налоги выше! То есть Русь тогда строилась и обогащалась (золотые купола отливали), так как междоусобиц не было. И никто нам не рассказывает, что наши предки (русские воины) воевали на стороне монголов в южных походах, а монголы не раз на нашей. А Александр Невский — он очень мудро поступил. Когда немцы начали баламутить в нашу сторону, он собрался, поехал к хану, сказав там, что Ливонцы — это наши проблемы, сами разберёмся, и ваше участие не нужно: ведь не ясно, сколько бы русского награбили монголы при возвращении в стан, если бы пошли. Хан похвалил и дал небольшой конный отряд в подарок, который тоже принимал участие в битве против Тевтонского ордена. Да и потом, благодаря Орде, которая теперь была на его стороне (почёт и уважение), Александр смог объединить Русь. А монголов разбили уже потом по другой причине — просто, как это часто бывает, во время войн погибли лучшие представители нации… Вот так.
Да ещё много таких примеров. Вот сейчас Чечня — проблемный регион. А раньше проблем-то не особо было. А что они? Они там не жили что ли? Да жили, и Кавказ всегда был горячей смесью. Но там же рядом жили калмыки — а эти ребята вообще без башни иногда бывают. Они, зная нравы чеченцев (коих, кстати, монголы использовали в качестве сборщиков дани), поступали просто: внезапно нападали на их аулы и уводили их старцев к себе. У калмыков эти чеченские старцы жили припеваючи: как сыр в масле катались — за ними ухаживали, их кормили. Но, если чеченцы чуть что, они их старцу ножом по горлу. И вот так два народа жили в мире и согласии. Всё закончилось при Сталине (а он тоже хорошо знал калмыков), когда эти народы массово переселяли в Сибирь. Вот такие пироги.
Я сам вот бурят, но большую часть жизни прожил в Иркутске, сейчас вернулся на историческую Родину. Национализм уже достал: там я бурят, коих не все любят; здесь я русский из Иркутска — тут их тоже не одобряют. Вот, живи теперь и радуйся, кто ты есть.
Впервые за 14 лет отпуск взял — отдохнул в Китае на Жёлтом море. Хорошо. Вот ещё забавный момент: здесь, в Забайкальске (на заграничной стороне) из-за того, что наше население ездит туда постоянно «отдыхать», тамошнее население стало портиться. А именно китайцы перестали хотеть работать, начинают слоняться без дела днями и пить. Испортились под дурным влиянием! Правительство в панике! Сейчас стягивают туда на работу население из других северных районов страны — чтоб они уже трудились. Во как… Ну, вот, мы уже и в городе, — прервал моё внимательное слушание драйвер.
Дорога по-прежнему продолжает радовать |
Фото от друзей
[Др и DanJah]
|
Высадка произошла прямо в центре Улан-Удэ. На главной площади. Кто-то из автостопщиков (может, даже Олехо) когда-то заметил, что в каждом городе нашей необъятной Родины есть памятник Ленину. Это знают все. НО, в каждом регионе памятник свой и он похож на местное население! С тех пор обращаю внимание на памятники. Так вот здесь, в столице Бурятии, памятник — это гигантская, самая большая в Мире, голова Ильича! И он на самом деле похож на бурят (ну, он улыбается немного, глаза от этого узкие, а лицо довольное)! Атас полнейший.
Раз я в центре, то нужно «сходить в Интернет» и сказать родным и близким, что я до сей поры жив и счастлив. Главное отделение связи здесь же, на площади. Пока ждал очереди, решил-таки заглянуть к себе в рюкзак: что теперь там, да как. Ну, вообще, никаких особых пропаж, кроме разных мелочей, типа таблеток от комаров, обнаружено не было. Паспорт был цел. Кошелёк, конечно, потрепали, но оставили. Былой тысячи рублей из открытого накануне НЗ, конечно не было. Стало грустно за себя: я так берёг эту «непрекосновенную» деньгу (на китайскую визу), когда её можно было здоровско затратить там, на Алтае, устроив тогда всем нам небольшой вечерний праздник под боком «СоДжа»: «Да, набрать кильки и хлеба и оттопыриться не по-детски!» =). Ну хорошо, что так случилось: зато теперь ненужно ничего экономить. Забавно, что из сувенирных денег ребята оставили мне один советский рубль (его, нашёл, когда на 2-м курсе снимал стипендию — вывалился из банкомата на Бассейной).
Заново переукомплектовал весь саквояж. Полчаса Инета стоили 33 рубля (в кармане деньги ещё оставались). Здорово. Пошёл немного погулять.
Центр центральный |
Верхнеудинск основан как казачье зимовье в 1666-м году. Городом стал в 1775-м. Современное название («Красная Река») получил в 1934-м году. Теперь — столица Бурятии. Городок очень приятный. Добрые буряты неспешно гуляют по улочкам. Никто никуда не торопится. Люди улыбаются, а многие здороваются. При этом цены на товары здесь очень небольшие. Хлеб точно недорогой, и сдобно вкусный. Я не удержался от двух сладких булочек (по 5 рублей) и кольца с орехами. Деньги мне теперь были снова не нужны. Так что смело можно было тратить оставшиеся! Конечно, было желание задержаться и здесь. В записной книжке номера вписок ещё с Радуги. А если очень постараться, то как-то, наверное, можно найти здесь светлого человека Свету [Sin]. Но лето кончается, в Сибири холодно, и всё-такое. Короче, пока ещё светло, решил всё-таки попробовать выбраться из города.
Первый опрошенный таксист (они всегда всё знают) сказал, что мне нужен маршрут № 40. Второй остановился на 92-м и предложил подвезти до остановки (две минуты). Этот маршрут какой-то дико редкий, так как ходит на край города. Ждали мы его долго. Сидели в машине (он тоже кого-то ждал). Мы весело болтали о жизни. Таксист поведал историю, как в прошлом году его в Москве хотели развести на большую сумму денег (у него была с собой). Правда я уже не помню, о чём она полностью, но помню, что он жил в гостинице, и, чтобы выманить его оттуда (и отпинать за углом) была подослана специальная девушка. Но он в итоге всё «просёк». Вышел с чёрного хода, вызвал милицию, а когда бандюги разбрелись, сам догнал одного...
Наконец, появилась нужная «ГАЗелька». Бурятский таксист посадил меня, объяснил водиле, где нужно высадить путешественника, пожелал добра и вернулся в машину. Нужно «доехать до Силикатного, а дальше идти прямо». Пока ехали, познакомился с половиной автобуса. Добрый человек Баир предлагал помочь (или в гости). Он понял, куда мне нужно, заботливо вышел на остановке со мной и немного проводил дальше.
На юг вдоль Селенги |
И тут снова останавливается машина. За рулём спортсмен, в кабине огромная пластиковая рама. Ну ничего — потеснились! С ним заболтались так, что не заметили, как пропустили нужный поворот.
Где меня высадили, я не понял. Читы на указателях не было. Всё, так дело не пойдёт: пора брать ситуацию в руки, а то они у меня заняты чем-то не тем совсем. Сошёл с дороги. Доел смородину с колечком — отправился в стоящий рядом с развязкой магазин — потрындеть с продавцами о направлениях. Оказалось, что уехал в сторону Кяхты (ударение на первый слог, трасса «А165» в сторону Монголии). Но, если поехать чуть дальше, то через 30 (или 40) км будет Иволгинский Дацан — место паломничества всех бывающих здесь туристов (тот самый, где находится поднятый недавно Хамбо-Лама Этигелов). Подумал, что в Дацан мне пока рано, так как наверняка я там захочу некоторое время задержаться. Спросил нужную мне дорогу обратно в Улан-Удэ и учапал.
Еще, в процессе общения, добрая женщина, поняв, что спать мне теперь негде, не раз настойчиво предложила мне у неё переночевать (и рассказала, как недавно приютила челябинских туристов). «Хорошо», — согласился я — «пока вы работаете, если я не уеду, то вернусь обязательно». Вот такие в Улан-Удэ живут чудные люди (чудо буряты).
Раз путь снова в столицу Бурятии (до его кольцевой), побрёл на позицию — на другую сторону развязки. Шёл с вытянутой рукой. До позиции не дошёл — остановился японский грузовичок, куда я чудно загрузился. Отец Миша — уверенный в себе добрый сибиряк, чертами лица немного походящий на Льва Дурова, но более крепкой наружности — и сын Алексей — мой примерно ровесник, более высокий и больше знающий — занимаются установкой пластиковых окон, и вот сейчас едут выполнять заказ в Мухоршибирь (а заодно и к бабушке). Люди очень хорошие.
Алексей рассказал, как в прошлом году ездил в Америку (Уорк-н-Травэл). Сначала работал тем. кого называют хаузкипером (housekeeper — keep the house — «содержать, хранить дом», иначе «домовой»), но когда люди догнали, что он может гораздо больше, взял на себя обязанности завхоза (как я понял, небольшого управляющего). В этом году поедет через 40 дней уже. Потом уснул. Мы болтали с Мишей о дороге, о местах. Ведь именно здесь бродил Чингиз-Хан. Где-то рядом похоронен его брат. Говорят, что и сам он где-то здесь лежит. Вот, ищут.
Дорога на самом деле завораживает на закате. Особенно, когда едёшь по берегу Селенги. Ещё проезжали Лев-Гору — это холм похожий на лежащего льва. В прошлом году там началась вырубка деревьев. Потом, конечно, люди одумались, что они какую-то ерунду творят, но с той поры Лев лежит с небольшой плешью в гриве.
Проезжая очередное Обо, я спросил, как воздают почтение духам здесь — кидают ли монетки, сигареты и спички. «Нет. Здесь мы говорим «ОМ Мани Падме Хум», — заметил Миша.
Санскритское ॐ मिण पद्मे हूँ , OM Mani Padme Hum — это одна из древних мантр. В Буддизме она считается главной. Составленная из шести слогов, она призывает божества всех шести уровней. Это мантра Бодхисаттвы и сострадания Авалокитешвары (ударение на предпоследний слог, воплощение сострадания всех Будд, земное воплощение Авалокитешвары есть Далай Лама). В переводе с санскрита मिण, mani — «жемчужина»; पद्म, padme — «цветок лотоса»; हूँ hum — «единство мудрости и действий». Получается «ОМ, ты Жемчужина в Цветке Лотоса», но в данном значении её [мантру] редко кто использует. Кто хочет понять глубже — дорога в Индию, Монголию, Тибет (а так же Бурятию и Калмыкию).
В первый раз такой ликбез мне провёл Артём [Троян] на Радуге, во второй — Кирилл [Q_real] у Степушки по дороге на «Спейс оф Джой» (всё на Алтае).
(«Далай Лама — не единственный представитель Авалокитешвары. Кармапа, к примеру тоже им является. Сам Авалокитешвара — это качество сострадания просветленного ума Будды. Это само сострадание. Мантра словами — да, это «драгоценный лотос» и что-то светлое. Но самое важное в мантре — слух и вибрация. А значение — это не важно. Потому как, кто может передать значение «Ом» или «Хум»? Которые не имеют значения — это просто передача энергии. Это ворота. Начало и конец. Альфа и Омега. Ом — как бы измерение чистоты, чистого пустого изначального измерения. Любая мантра начинается с «Ома» — с чистого измерения. Идёт вибрация... А то, что «Ом Мани Падме Хум» — основная мантра Буддизма, так она просто самая популярная мантра. А известной и популярной стала потому, что связана с Далай Ламой и Авалокитешварой, а Далай Лама — глава одной из традиций, одной из школ Буддизма. Поскольку она, его школа, последняя и реформирована недавно, и очень сильно поддержана политическими властями — монголами, поэтому и вышла на первое место... Хотя эта мантра идет со времен Будды Шакьямуни — когда Шакьямуни был ещё на пути к Просветлению. (Шакьямуни значит «мудрец из рода Шакьев»). Но мне кажется, до Будды Шакьямуни она тоже была, но просто сатала популярна. Ведь сегодня такое время, когда любовь и сострадание — основной метод..., поэтому она более популярна. Потому что Будда Шакьямуни — не первый и не последний. Просветлённое состояние было и будет всегда. Просветлённое состояние сострадания и есть Авалокитешвара. В состоянии просветления спонтанно проявляется Сострадание — потому как нет разделения между сознанием страдающего и наблюдающего», — прим. Макса [Тришула].)
Так, тёплой дорогой, уже затемно, мы добрались до Мухоршибиря. Перед тем, как меня высадить у АЗС, ребята предложили переночевать у них. Конечно, я согласился. Поехали к бабушке с дедушкой (так их называет Алексей, — поэтому, если можно, так же буду опускать имя и отчество =). Был нереально вкусный ужин: сливочное масло, варёная картошечка, хлеб, сыр, копчёные огурцы. А после все уселись в кругу, а я рассказывал людям о своей дороге. Я знаю, что рассказывать у меня получается очень хорошо, и словом умею утянуть людей. Поэтому, через 15 минут моей болтовни все уже спали (или силились не заснуть). Спасла положение бабушка, предложив на сегодня закончить.
Дорога по огороду до туалета. Куча красно-сочной малины. И я уже под одеялком. Добро и любовь по-прежнему рядом. Сегодня был невероятно чудесный день.
От вагончика железнодоржников до бабушкиной избы 538 км.
А завтра я попросился помочь ребятам ставить окна. Поэтому сегодняшняя ночь восстановит все силы!
Приятных снов, Бурятия!
Спящий лев |
Проезжая очередное Обо, я спросил, как воздают почтение духам здесь — кидают ли монетки, сигареты и спички. «Нет. Здесь мы говорим «ОМ Мани Падме Хум», — заметил Миша.
Так говорят, пишут, а так же живут и думают на Тибете |
В первый раз такой ликбез мне провёл Артём [Троян] на Радуге, во второй — Кирилл [Q_real] у Степушки по дороге на «Спейс оф Джой» (всё на Алтае).
(«Далай Лама — не единственный представитель Авалокитешвары. Кармапа, к примеру тоже им является. Сам Авалокитешвара — это качество сострадания просветленного ума Будды. Это само сострадание. Мантра словами — да, это «драгоценный лотос» и что-то светлое. Но самое важное в мантре — слух и вибрация. А значение — это не важно. Потому как, кто может передать значение «Ом» или «Хум»? Которые не имеют значения — это просто передача энергии. Это ворота. Начало и конец. Альфа и Омега. Ом — как бы измерение чистоты, чистого пустого изначального измерения. Любая мантра начинается с «Ома» — с чистого измерения. Идёт вибрация... А то, что «Ом Мани Падме Хум» — основная мантра Буддизма, так она просто самая популярная мантра. А известной и популярной стала потому, что связана с Далай Ламой и Авалокитешварой, а Далай Лама — глава одной из традиций, одной из школ Буддизма. Поскольку она, его школа, последняя и реформирована недавно, и очень сильно поддержана политическими властями — монголами, поэтому и вышла на первое место... Хотя эта мантра идет со времен Будды Шакьямуни — когда Шакьямуни был ещё на пути к Просветлению. (Шакьямуни значит «мудрец из рода Шакьев»). Но мне кажется, до Будды Шакьямуни она тоже была, но просто сатала популярна. Ведь сегодня такое время, когда любовь и сострадание — основной метод..., поэтому она более популярна. Потому что Будда Шакьямуни — не первый и не последний. Просветлённое состояние было и будет всегда. Просветлённое состояние сострадания и есть Авалокитешвара. В состоянии просветления спонтанно проявляется Сострадание — потому как нет разделения между сознанием страдающего и наблюдающего», — прим. Макса [Тришула].)
Так, тёплой дорогой, уже затемно, мы добрались до Мухоршибиря. Перед тем, как меня высадить у АЗС, ребята предложили переночевать у них. Конечно, я согласился. Поехали к бабушке с дедушкой (так их называет Алексей, — поэтому, если можно, так же буду опускать имя и отчество =). Был нереально вкусный ужин: сливочное масло, варёная картошечка, хлеб, сыр, копчёные огурцы. А после все уселись в кругу, а я рассказывал людям о своей дороге. Я знаю, что рассказывать у меня получается очень хорошо, и словом умею утянуть людей. Поэтому, через 15 минут моей болтовни все уже спали (или силились не заснуть). Спасла положение бабушка, предложив на сегодня закончить.
Дорога по огороду до туалета. Куча красно-сочной малины. И я уже под одеялком. Добро и любовь по-прежнему рядом. Сегодня был невероятно чудесный день.
От вагончика железнодоржников до бабушкиной избы 538 км.
А завтра я попросился помочь ребятам ставить окна. Поэтому сегодняшняя ночь восстановит все силы!
Приятных снов, Бурятия!
Ма-линка |