Центр села, на окраине которого где-то мы |
Каким-то образом утро всё-таки пришло и к нам. В этот раз спали в одной палатке: Елена Владимировна радушно поделилась домиком. Завтрак состоял из огурца на душу народонаселения. Ой, совсем забыл рассказать, ведь Лена вчера утром зажарила арахис… Короче, жареный арахис с варёной сгущёнкой (был, но не сегодня) — это самый настоящий сникерс (половина). Нужно как-нибудь попробовать это + ещё и шоколадной «Алисой» залить.
Стояли в комарином лесочке. Лен складывал палатку, я отправился сушить тент на «задний дворик» — полянку с солнышком и без комаров. Там встретил кучу вкусной малинки и мужика, сказавшего, что на Байкале нужно побыть на смотровой площадке в Слюдянке, а до реки Верблюд — границы с Иркутской областью — осталось 17 километров. Отлично.
Когда трудилась в кафе «Алина», Лена познакомилась с Ирой из Иркутска (на «Радугу»). Елена Владимировна рассказала, что собирается на Байкал, до которого (кто-то дезинформировал) по слухам всего 200 км от Алтая. Ирина сжалилась над путешественником («Я никого не старалась пробить на жалость. И думаю, что и мотив оставить мне координаты был другим», — прим. Лены) и на всякий случай дала свои телефон и адрес — мало ли что. «Это не вписка, но остановиться можно», — пояснила она. Последний раз полностью мылись мы в Кие (в Мариинске), три дня назад, а погода нас то потела Солнышком жарким, то вымокала дождиками внезапными, то просто морозила под тучки-тучки. Ну и вот попасть к Ире в гости или разбить настоящий лагерь на Байкале уж очень хотелось. Очень-очень.
Но стопа не было. Если, конечно, не считать двух парней-дошкольников на велосипеде с прицепленной сзади телегой, что предложили подвезти нас до ж/д переезда (мы отказались).
Ладно, делать нечего, никто не хочет, — пойдём в деревню (выйдем за неё).
Хотя это место нашего нового базирования был не край поселения, которому уже 180 лет, но место было для остановки неплохое. Там мы и остановились.
Никто. Никак. Елена закупила буханку хлеба, и мы дружно умяли половину вместе со шпротами. Оторвались. Запивали особым лимонадом, «разработанным по заказу сотрудников ГИБДД». Прикольный. На этикетке милиционер. Название не помню, — что-то с ночью связано (бодрая, бессонная или трудовая, дозорная). Хотя, по-моему, «Дежурная ночь» [Лен, исправь меня]. С кофеином. Бодрит и радует.
Остальную половину хлеба по кусочкам скормили бездомной (или бродячей) собаке. Причём, вела себя интересно: сначала очень боялась, но дикий голод заставил её взять угощение из рук; через пару кусочков с рук не брала — кидай рядышком; на остатки уже вообще не подходила близко — клади на пенёк и отходи. («Наверное, женщина», — прим. Вадика.)
Мы стоим. А Солнышко поднимается и поднимается. А мы стоими и стоим. Все, кто мог взять, были переполнены, либо недалеко ехали. Елена Владимировна предлагала разделиться и встретиться где-нибудь через километров 300. Для меня разделение было неприемлемо — зачем тогда на Алтае просила вместе ехать? Если я соглашался на разделение, то только до самого Байкала, но так не угодно было попутчице. Короче, мы дружно не искали общего языка.
Как-то даже пытались остановить бензовоз. Наверное, от безысходности, Лена не убирала тогда с дороги руку. Я пытался втолковать, что в такие машины брать пассажиров запрещено (попутчица сама всё прекрасно знает) и убирал её руку. А она снова выставляла. Но МАЗ-таки остановился!
Супер Гипер Бензо МАЗ — Он покажет «фредам» Класс!
[avto.ru]
|
Водитель оказался позитивным добродушным человеком (ещё б — кто ж иначе целый бензовоз остановит?). На единственном пассажирском месте мог ехать специально подготовленный (выращенный) для этого человек со специальными документами — книжечки мне показали. Так что нас добросят до ДПС только. Но уже даже такое нам за счастье! Ведь в Нижней Пойме мы провели почти весь день: со вчерашнего вечера до сегодняшнего полудня.
Ленка смело загрузилась в спальник (да, снова магическое всехусыпляющее спальное отделение кабины), а мы трещали с водителем. О чём болтали, не помню, но ехать было весело.
По пути наш Супер МАЗ обгонял еле-еле ползущие «Фредики» — да, такую дорогу им перенести очень сложно А отечественным машинам пофиг — они рождены для бездорожья.
И вот она! Речка Верблюд! И мы в долгожданной Иркутской области. Драйвер решил нас не высаживать у поста. В нужное время, по команде, я перебрался в спальник, разбудив и потеснив попутчицу. «Не дышите», — рекомендовал водила, после чего мы с головой накрылись одеялом и замерли. Остановились. Водитель вышел с канистрой бензина. По новым установленным тарифам проезд бензовоза через пост ДПС оценивается в 30 литров 92-го бензина (25 ք за 1 л). Так же от начальника топливной компании начальнику милицейской кампании подарок в виде трёхлитровой банки мёда.
— А мне разве нет мёда? — удивился инспектор.
— Когда будешь начальником, будет и тебе, — ответил наш клёвый водила, и мы помчались дальше: «Можете вылезать, проехали» =).
Бензовоз довёз нас до первой АЗС в области, куда он и ехал — это около Тайшета — 60 км за спиной уже.
— Вот, водка есть! Возмёшь? — протянул мне на прощанье бутылку добрый водитель Супер МАЗа.
— Нет, он не возьмёт, — вернула бутылку назад Лена.
Вышли на позицию. Тут же схватили УАЗика «Бобика». Дорогой мы рассказывали водителю про Крым и про виноградники. Да, виноградников там действительно много, особенно на восточном берегу. В прошлом году гулял пешком от Феодосии до Судака и всё видел: они и вдоль дорог, и на равнинах, и в горах — везде короче. Те, что ближе к людям, серьёзно огорожены, и там серьёзная вооружённая охрана. Если с последней серьёзно поболтать, то они серьёзно угостят тебя не одной гроздью винограда. (Я серьёзно!) В горах дела по-другому. Изгородей почти нет. Людей не видно вообще. Есть знаки, предупреждающие о злых собаках, но последних тоже нет (не нашёл — искал место, где бы в туалет сходить так, чтоб в самый ответственный момент четвероногий друг человечества не выскочил одкуда-нибудь с внезапным ускоряющим процесс лаем). На вершинах только солнце печёт. Такие виноградники есть в долине Лисьей Бухты, если повыше в горы (не на скалы) забраться и подальше от моря отойти.
Проехали через окраины Тайшета, где и высадились. И снова рядом магазин «Экспресс».
Когда неказистые мозги посещает неровная (некрасивая) мысль, человек спотыкается. А когда начинаешь плохо (и неправильно) думать, начинает болеть голова (по моим и не только убеждениям). Ну так вот, будучи в УАЗике, мы схватили дикую кочку, и сидящая на заднем сиденье попутчица аккурат вписалась башкой в металлическую перекладину посерёдке. Жуткая боль сковывала сейчас Елене Владимировне все движения, а меня от «осознания» причин её появления, от самого положения просто распирало на дикий смех. Сочувствуя, я никак не мог остановиться (вообще никак).
Со словами: «Мог бы и пожалеть», — обиженный судьбой человек зло вручил мне свою палатку (спал — неси теперь), и мы дружно поковыляли на край деревни, к объездной.
Модель 1984 года |
Но дойти не успели: подобрал ВАЗ-2104. Впереди два старика. Вернее, за рулём старик, а справа — его отец. Оба бойкие, весёлые и живые — на позитиве.
Говорил в основном старший:
«Вот у нас образование. Понастроили ВУЗов, а выпускают неучей. А всё почему — понабрали кого ни попадя и занимаются не ясно чем. Вот, по телевизору показывали. Во всей Франции с её миллионными городами всего 60 университетов. А у нас на Дальнем Востоке 2 миллиона жителей и 42 ВУЗа. Ну куда это годится? Ясно, что половина из них занимается не тем, чем нужно. Сказали, будут сокращать до 85 %. И правильно.
Я вот когда при Советском Союзе учился, у нас было всё чётко и всё просто. Без вопросов. Я пишу диплом. Через полгода сдавать. Я ещё не уверен, успею ли доделать, смогу ли сдать, но уже знаю, где я буду работать после окончания. Списки с распределениями висят уже давно. Во, как оно было. Заканчиваю ВУЗ. Еду, куда послали. Там. До 32-х лет я молодой специалист. Они должны меня холить, лелеять, воспитывать и лепить ценный трудовой кадр. Уволить не имеют права. А мне ещё жильё бесплатно организовали. Три оклада для становления выдали. Вот ведь как. Не то, что нынче: закончил ВУЗ, а в мозгах туз!
Вот у меня дед был. Ты видишь, сколько мне лет? А представь, дед мой! Так он все войны и все революции видел. Так я и думаю, мол дай-ка у него из первых рук-то и разузнаю. Спрашиваю: «Дед, вот ты давно живёшь, разруху, бойню, революции видал! Расскажи, что да как? Как оно всё было тогда. Я ж не знаю». А он мне и отвечает: «Да какие революции, внучек? Революции — это там, в Москве, да Ленинграде. А у нас тут земля. Я ведь при Царе крестьянином был — землю пахал. Сняли царя, пришли Белые. А что делать? Я дальше пашу. Разогнали Белых. Пришли Красные. Наворотили колхозов. А что изменилось-то? Я снова на земле пашу. Так всегда было и будет. Революции — это там, на верху. А здесь, как пахал я себе всю жизнь землю, так её, Родную, пахать и буду. Переворотов у нас тут не бывает, внучек».
Вот, вишь, как он было! Так что всё одно, как ни крути».
Остановились подобрать ещё одного знакомого деда, что собирать чернику ходил с утра в леса здешние:
— Здорово, дед!
— Здоровей бывало!
— Что, много набрал-то?
— Да нет её совсем. Ведёрко, и того мало.
— Дед, а дед, а что это ты сухой из тайги вышел-то, а?
— Ты на что это намекаешь, у?
— Вон, угости ребят черникой, пусть попробуют, что это такое!
— Что её пробовать-то? Черника как черника. «Сало як сало»!
Боевые деды с весёлыми возгласами довезли нас 40 км до ж/д переезда в деревушке. Дальше на край пешком. Набрали в колонке воды — попросили в домике, но нам указали колонку через дорогу. На край, на трассу. выбрали позицию за знаком. Дорога здесь хорошая. Перепады высот. Машины сильно не быстрят. А самое главное название селения: Разгон! Звучит неплохо.
Но мы там снова встали. Может быть всему виной знак перечёркнутого Разгона — мол, всё, приехали? Елена Владимировна за время стоянки в лесочке рядом собрала контейнер брусники, который мы тут же немного умяли. Долго. Все мимо едут. Даже священная корова, что специально встала посреди дороги, дабы водители перед нами остановились, не помогла положению. Заскучали.
И тут вдруг остановился мотоциклист! Весь в шлеме и кожаной куртке. По-русски тоже не вяжет. Сказал, что едет аж во Владивосток (спросить откуда, забыл). Клёвый. Предложил ему воды. Но у него есть. Ещё он поведал, что обогнал на трассе, недалеко от нас, пару итальянских машин: «So, maybe, may be…» — многозначительно вселил в нас надежду внезапный чёрный всадник и с попутным добром умчался дальше. Жарко.
Два красных обещанных Фиата [Fiat] через некоторое время прихватили с собой и эту надежду. А нас через полчаса увёз «Камаз». Дорога улучшилась конкретно, но не надолго — до Алзамая — ещё 28 км. Там «У Петра» мотель, заправка, автомойка, стоянка, кафе, автосервис и куча перегонщиков. Там же, на трассе, снова встали и мы (и мы снова встали).
Пахло закатом. Очень. И тут снова друг-дорожник выручил — взял нас на борт своего японского грузовичка. Трудяга «БратскДорСтроя» возвращался после работы домой. Под средним сиденьем холодильник. Водитель предложил зелёного чаю. Мы не стали. «Надо не предлагать, надо давать», — протянул нам бутылку драйвер, и живительный холодный напиток вновь прогнал усталость с разморенных на жаре тел, разбодрил души. Рюкзаки в кузове. Ехать весело. Дорожник рассказывал:
«Я из Братска. У нас в городе самая сильная мафия (братва) в России. С нами даже московские совладать не могут. Вот, всё, что до Урала, питерская братва держала, а всё остальное — наше. Нас везде знают. И везде боятся. Ну это раньше мафиозники дикие были. Сейчас легализовались — полезли во власть. Все главари теперь в думе заседают и дела на верхах мутят. Но это тоже недавно закончилось. Всех (большинство) пересадили. Хотя раньше боялись. Путин лично главарям нашим часы наручные дарил. А теперь они сидят. На дорогах разбойников почти нет нынче. А раньше проехать нельзя было. Вот так вот.
Сам я всю жизнь дорожником работаю. Раньше организация у нас была. Самая большая компания в мире: «БратскГЭССтрой». По всему Земному Шару электростанции строили. У нас числилось 260 тысяч сотрудников (население Братска — 250). Вот мы, «БратскДорСтрой», были ма-а-а-аленьким подразделением по сравнению с гигантом. Наша задача — дороги к станциям тянуть, да асфальт у подъездов выкладывать, детские площадки там. Нынче головного предприятия нет. Мы остались. Дорогу здесь делаем. Но эта раздолбанной и останется. Мы новую тянем трассу — там, за леском. А эта, по которой едем, ещё при царе построена была. Сейчас покажу остатки, когда доедем. О, вон, видите, камешки друг к другу белеют — вот, царские умельцы выкладывали, а советские не ремонтировали особо. Вот и остались музеем на открытом воздухе.
Пару лет назад видел англичанку: идёт по краю дороги с тележкой себе. Я, мол давай подвезу. А она ни в какую — только пешком. Уже несколько тележек сменила, а всё идёт. У неё миссия была какая-то. До Магадана за полтора года дошла с самой Англии. Вот как.
Здесь поаккуратнее. В местах медведи водятся. Довольно часто — 1 на 10 км — для медведей это часто. Были случаи. Так что будьте на чеку, а лучше вообще здесь палаток не ставьте. Я тут как-то иностранцев видел. Итальянцев, вроде. Тоже путешественники. Говорю, мол медведи, будьте осторожны. А они смеются: «Ага мол, Россия, медведи, знаем мы ваши приколы». Так и не поверили.
Ещё еду как-то, гляжу сидит девочка на обочине — машинкой играет на песочке. А по виду, как вы, такая же. Автостопщица. Говорю, чего играешь тут? А она отвечает: «Примета такая: где одна машина есть, там и другая будет. Вот, никого не было. Я поиграла, и вы приехали». Поехали вместе».
С добрым ветром по тому, что мы, русские, называем дорогой, трудяга довёз нас до Замзора (ещё 23 км) и свернул по делам, но прощаться не стал: «Я сейчас вас снова подберу!» Не подобрал.
Не успели ещё осмотреть, где вышли, как остановилась Тойота. Лена на заднем сиденье о чём-то заговорила с Морфеем, а мы нашли общий язык с водителем: он тоже спец по безопасности. Работает в ТранСибБанке (или как-то так). И я в своё время успел в банке попрактиковаться (ребятам с Московского отделения тёплый привет!).
Водитель ездил налаживать банкомат. Чего-то аппарат, как это порой бывает, проглючило, он заблокировался, а удалённо перезагружаться не хотел. Вот, пришлось ехать из Нижнеудинска в Алзамай. Тут вроде всего 90 км, а из-за дороги два часа в одну сторону тащиться. Но осталось недалеко — за 40 км до города асфальт начнётся.
Раньше водитель работал опером в милиции. Но вот, уволился. Потом как-то гнал машину с Владивостока. Говорит, что повезло. Ехал на джипе большом. «Так я на нём летел и летел себе, не обращая внимания на кочки. Пригнал, поменял подвеску и продал, как новый», — поделился драйвер. На этой же волне обсудили проезжающие мимо вариации связки автомобилей. Самой интересной показалась конструкция типа легковая в кузове грузовика, а грузовик в кузове другого грузовика. Вот такие трёхэтажные конструкции, словно античные штурмовые башни с воинами, раскачиваясь из стороны в сторону, медленно шагают колёсами по непролазным дорогам нашей необъятной Родины, вызывая улыбки к жадности и чувство уважения к отечественной инженерной мысли и трудовой смекалке.
О, был ещё момент — выезжая из селения Ук, есть деревянный (по-моему, одноколейный) мост через Топорок: от него дорога резко сворачивает влево, а потом круто забирает вверх по огибающей. Раньше прямая была — остатки есть. Но водитель сказал, что люди при спуске с горы не попадали в мост и уплывали. Вот и сделали крюк. А по весне, когда речка разливается, всё-равно по воде плывёшь, пока к этому мосту подъедешь.
На краях гравийки стали появляться одноместные домики типа ларьков — это извечные продавцы лесной продукции (ягоды, грибы) построили себе укрытия от дождя. Выглядят интересно.
Пара крутых поворотов с обильным скоплением ларёчков, и мы на асфальте! Вот это да. И поехали, резво набирая скорость. Похоже, за последние два дня я настолько привык к движению в 20-30 км/ч, что набранная сотня показалась дико быстрой и даже опасной.
Рассказал водитель и вот ещё что. На границе Красноярского Края, Республики Тыва и Иркутской Области (недалеко отсюда) есть горный хребет, на вершинах которого есть отдельный народ — Тофалары. Все они живут в XIX веке. Рыбачат, занимаются промыслом. Торгуют с туристами (водка-товар-водка). Дорога туда есть одна — это автозимник. А летом раз в неделю летает вертолёт, скидывает продукты и туристов (18 штук за билет). Летом мужики селения уходят на пару месяцев в тайгу, взяв с собой сухари и соль. Там охотятся, живут, а всё мясо солят и сушат. Вывозят же запасённое зимой на санях. Этим и кормятся. Население Тофаларии всего 400 человек. Но в здешних районах о них знают все, и поэтому от туристов отбоя нет. Так что все они знают русский язык и, бывает, приезжают к нам погулять в цивилизации. Водку пьют. Губятся.
Затучилось небо, закапал дождичек мелкий. Водитель объяснил, что Нижнеудинск находится в пойме меж гор, отчего здесь постоянно задерживаются облака и наиболее вероятная погода — постоянный дождь, как сейчас (Питер прям). А в одной из гор — туда, куда мы едем — во время войны добывали уран и магний [U, Mg]. После шахту закрыли, заморозили и завалили (подорвали). Но та гора магнитит по-прежнему, из-за чего над ней постоянно тучи и пасмурно. Тучная гора.
За окном сырость. Проехали музей связи (красивое серое здание с белыми полосками и тарелкой).
Видели особую гордость города — древний деревянный мост через реку Уда. Он выжил ещё с царских времён и при одном взгляде возвращал в ту непростую и необыкновенную эпоху. В этот раз не возвратил — пару лет назад пьяные дети играли со спичками: от памятника архитектуры остались только опоры.
Остановились около дома водителя. «Куда он нас привёз?» — вырвалась из лап Морфея моя попутчица. Драйвер вернулся с книжечкой, посвящённой юбилею города (360 лет) и презентовал её нам. Спасибо! Сегодня она осталась у Лены.
(«Если дорога! Верну незамедлительно. По-моему, даже не помялась. Хотя поистерлась обложка. Чуть-чуть», — примечание Лены).
После вывез на окраину к заправке и уехал, пожелав доброй дороги. Хороший человек.
Уже темнело. Начинал затягивать дождик. Надо было что-то решать. Здесь ночевать — не вариант.
Остановилась «японка». В ней пара ребят. Оба пьяны в доску (в покрышку). Одно из самых главных правил автостопщиков (золотое правило): «Никогда не садиться в машину с пьяным водителем и не ночевать у пьяных хозяев», — это ещё Кротов говорил. Так что вот так.
Короче, вот уже мы все летим на заправку. Водитель пары слов связать не может, но машину держит уверенно — сразу понятно стало. Оказалось — за баранкой автогонщик Коля. Слева, на пассажирском, — старый друг Саша, который живёт в Тофаларии, а нынче в гости заехал — вот. Отметили и катаются.
Заправились. Выехали на трассу. Начался ливень. Дорога в гору. Скорость набрали в момент — летим просто жуть, повиливая «для прикола» в стороны.
А-а-а! Дорога скользкая. За окном льёт. Скорость высокая очень — в спинку вдавливает конкретно. Ребята пьяны насквозь. Адреналина —куча!
Тут же я вспомнил строки из молитвы про «злой дух лихачества и винопития, вызывающих несчастия и внезапную смерть без покаяния», что показались мне тогда довольно забавными.
Вчера с Леной, стоя на трассе вечером говорили, нравится ли водителем жить? «Интересная тема для беседы, — надо будет у водителей спросить!» — заключила тогда попутчица. Так вот, когда Коля (за рулём) выдал, что у него что-то с печенью и жить осталось по заверениям врачей то ли день, то ли месяц, и ему на всё по барабану, я эту нашу с Леной беседу тоже хорошо сразу вспомнил. Ну ё-моё! А мы всё летим.
И тут, на полной скорости закладываем вираж, и, развернувшись на все 360 градусов, останавливаемся. «Ну как?» — оборачивается к нам водитель. Наш ответ не помню. Помню, было страшно так, как будто я первый раз на доске помчался вниз по снежному склону: «Как еду — не знаю, как рулить — понятия не имею, где тормоз — не помню, а что со всем этим делать — ума не приложу, так как скорость постоянно увеличивается», — я после того стал ездить медленно и решил не разгоняться, пока рулить не научусь. Ну вот похоже.
Рванули дальше. Но тут вроде как мозги прояснились, вспомнил, что все мы тут под Богом ходим, стало стыдно немного за страх (и приятно за адреналин). Короче, когда мы сделали ещё один полный разворот на 360 градусов, в башке у меня была полня «ОМ Нама Шивая». А сам расслабился и получал удовольствие. Лене, вроде тоже понравилось.
Всё это длилось не больше пяти минут. Уехали мы километров на пятнадцать — до поворота на селение Шумский. Дело в том, что у Саши был скоро поезд (о Тофаларии с ним тоже не успели перетереть). Поэтому, высадив нас, ребята стрелой умчались обратно в город. Спасибо, что вывезли.
А ведь ещё мы опередили грозовые тучи и выехали за пределы дождя — за это тоже спасибо.
Темнело. Выбрали место. Давай ловить. Никто не тормозит. А тучки нас нагоняют. Закрапало. Что делать? Рядом полоса лесопосадки. Под дождём нам вряд ли кто остановит, а вот палатку поставить лучше на сухую траву. Так и сделали. Было, кончено сыро, но терпимо.
К окончанию установки тучи полностью затянули небо. «Судя по дождю, он не надолго», — спрогнозировала Елена Владимировна, и мы спрятались в палатке.
Немытые, грязные, промокшие, но уснули. Проехали сегодня 230 км (примерно). Код Иркутской области — 38.
Два красных обещанных Фиата [Fiat] через некоторое время прихватили с собой и эту надежду. А нас через полчаса увёз «Камаз». Дорога улучшилась конкретно, но не надолго — до Алзамая — ещё 28 км. Там «У Петра» мотель, заправка, автомойка, стоянка, кафе, автосервис и куча перегонщиков. Там же, на трассе, снова встали и мы (и мы снова встали).
В любом случае, главное — Движение |
ОАО «Братскдорстрой-1» |
«Я из Братска. У нас в городе самая сильная мафия (братва) в России. С нами даже московские совладать не могут. Вот, всё, что до Урала, питерская братва держала, а всё остальное — наше. Нас везде знают. И везде боятся. Ну это раньше мафиозники дикие были. Сейчас легализовались — полезли во власть. Все главари теперь в думе заседают и дела на верхах мутят. Но это тоже недавно закончилось. Всех (большинство) пересадили. Хотя раньше боялись. Путин лично главарям нашим часы наручные дарил. А теперь они сидят. На дорогах разбойников почти нет нынче. А раньше проехать нельзя было. Вот так вот.
Типа дорога |
Ну так — для полноты картины |
Здесь поаккуратнее. В местах медведи водятся. Довольно часто — 1 на 10 км — для медведей это часто. Были случаи. Так что будьте на чеку, а лучше вообще здесь палаток не ставьте. Я тут как-то иностранцев видел. Итальянцев, вроде. Тоже путешественники. Говорю, мол медведи, будьте осторожны. А они смеются: «Ага мол, Россия, медведи, знаем мы ваши приколы». Так и не поверили.
Ещё еду как-то, гляжу сидит девочка на обочине — машинкой играет на песочке. А по виду, как вы, такая же. Автостопщица. Говорю, чего играешь тут? А она отвечает: «Примета такая: где одна машина есть, там и другая будет. Вот, никого не было. Я поиграла, и вы приехали». Поехали вместе».
С добрым ветром по тому, что мы, русские, называем дорогой, трудяга довёз нас до Замзора (ещё 23 км) и свернул по делам, но прощаться не стал: «Я сейчас вас снова подберу!» Не подобрал.
Не успели ещё осмотреть, где вышли, как остановилась Тойота. Лена на заднем сиденье о чём-то заговорила с Морфеем, а мы нашли общий язык с водителем: он тоже спец по безопасности. Работает в ТранСибБанке (или как-то так). И я в своё время успел в банке попрактиковаться (ребятам с Московского отделения тёплый привет!).
Водитель ездил налаживать банкомат. Чего-то аппарат, как это порой бывает, проглючило, он заблокировался, а удалённо перезагружаться не хотел. Вот, пришлось ехать из Нижнеудинска в Алзамай. Тут вроде всего 90 км, а из-за дороги два часа в одну сторону тащиться. Но осталось недалеко — за 40 км до города асфальт начнётся.
Раньше водитель работал опером в милиции. Но вот, уволился. Потом как-то гнал машину с Владивостока. Говорит, что повезло. Ехал на джипе большом. «Так я на нём летел и летел себе, не обращая внимания на кочки. Пригнал, поменял подвеску и продал, как новый», — поделился драйвер. На этой же волне обсудили проезжающие мимо вариации связки автомобилей. Самой интересной показалась конструкция типа легковая в кузове грузовика, а грузовик в кузове другого грузовика. Вот такие трёхэтажные конструкции, словно античные штурмовые башни с воинами, раскачиваясь из стороны в сторону, медленно шагают колёсами по непролазным дорогам нашей необъятной Родины, вызывая улыбки к жадности и чувство уважения к отечественной инженерной мысли и трудовой смекалке.
О, был ещё момент — выезжая из селения Ук, есть деревянный (по-моему, одноколейный) мост через Топорок: от него дорога резко сворачивает влево, а потом круто забирает вверх по огибающей. Раньше прямая была — остатки есть. Но водитель сказал, что люди при спуске с горы не попадали в мост и уплывали. Вот и сделали крюк. А по весне, когда речка разливается, всё-равно по воде плывёшь, пока к этому мосту подъедешь.
Перегонщики |
Пара крутых поворотов с обильным скоплением ларёчков, и мы на асфальте! Вот это да. И поехали, резво набирая скорость. Похоже, за последние два дня я настолько привык к движению в 20-30 км/ч, что набранная сотня показалась дико быстрой и даже опасной.
Рассказал водитель и вот ещё что. На границе Красноярского Края, Республики Тыва и Иркутской Области (недалеко отсюда) есть горный хребет, на вершинах которого есть отдельный народ — Тофалары. Все они живут в XIX веке. Рыбачат, занимаются промыслом. Торгуют с туристами (водка-товар-водка). Дорога туда есть одна — это автозимник. А летом раз в неделю летает вертолёт, скидывает продукты и туристов (18 штук за билет). Летом мужики селения уходят на пару месяцев в тайгу, взяв с собой сухари и соль. Там охотятся, живут, а всё мясо солят и сушат. Вывозят же запасённое зимой на санях. Этим и кормятся. Население Тофаларии всего 400 человек. Но в здешних районах о них знают все, и поэтому от туристов отбоя нет. Так что все они знают русский язык и, бывает, приезжают к нам погулять в цивилизации. Водку пьют. Губятся.
Согласно рассказу, Тофалария где-то здесь |
Когда нет дождя, жизнь выглядит так |
Оказалось, что банк |
Видели особую гордость города — древний деревянный мост через реку Уда. Он выжил ещё с царских времён и при одном взгляде возвращал в ту непростую и необыкновенную эпоху. В этот раз не возвратил — пару лет назад пьяные дети играли со спичками: от памятника архитектуры остались только опоры.
Остановились около дома водителя. «Куда он нас привёз?» — вырвалась из лап Морфея моя попутчица. Драйвер вернулся с книжечкой, посвящённой юбилею города (360 лет) и презентовал её нам. Спасибо! Сегодня она осталась у Лены.
(«Если дорога! Верну незамедлительно. По-моему, даже не помялась. Хотя поистерлась обложка. Чуть-чуть», — примечание Лены).
После вывез на окраину к заправке и уехал, пожелав доброй дороги. Хороший человек.
Уже темнело. Начинал затягивать дождик. Надо было что-то решать. Здесь ночевать — не вариант.
Остановилась «японка». В ней пара ребят. Оба пьяны в доску (в покрышку). Одно из самых главных правил автостопщиков (золотое правило): «Никогда не садиться в машину с пьяным водителем и не ночевать у пьяных хозяев», — это ещё Кротов говорил. Так что вот так.
Короче, вот уже мы все летим на заправку. Водитель пары слов связать не может, но машину держит уверенно — сразу понятно стало. Оказалось — за баранкой автогонщик Коля. Слева, на пассажирском, — старый друг Саша, который живёт в Тофаларии, а нынче в гости заехал — вот. Отметили и катаются.
На юг — это хорошо, это — к теплу! |
А-а-а! Дорога скользкая. За окном льёт. Скорость высокая очень — в спинку вдавливает конкретно. Ребята пьяны насквозь. Адреналина —куча!
Тут же я вспомнил строки из молитвы про «злой дух лихачества и винопития, вызывающих несчастия и внезапную смерть без покаяния», что показались мне тогда довольно забавными.
Вчера с Леной, стоя на трассе вечером говорили, нравится ли водителем жить? «Интересная тема для беседы, — надо будет у водителей спросить!» — заключила тогда попутчица. Так вот, когда Коля (за рулём) выдал, что у него что-то с печенью и жить осталось по заверениям врачей то ли день, то ли месяц, и ему на всё по барабану, я эту нашу с Леной беседу тоже хорошо сразу вспомнил. Ну ё-моё! А мы всё летим.
И тут, на полной скорости закладываем вираж, и, развернувшись на все 360 градусов, останавливаемся. «Ну как?» — оборачивается к нам водитель. Наш ответ не помню. Помню, было страшно так, как будто я первый раз на доске помчался вниз по снежному склону: «Как еду — не знаю, как рулить — понятия не имею, где тормоз — не помню, а что со всем этим делать — ума не приложу, так как скорость постоянно увеличивается», — я после того стал ездить медленно и решил не разгоняться, пока рулить не научусь. Ну вот похоже.
Рванули дальше. Но тут вроде как мозги прояснились, вспомнил, что все мы тут под Богом ходим, стало стыдно немного за страх (и приятно за адреналин). Короче, когда мы сделали ещё один полный разворот на 360 градусов, в башке у меня была полня «ОМ Нама Шивая». А сам расслабился и получал удовольствие. Лене, вроде тоже понравилось.
Всё это длилось не больше пяти минут. Уехали мы километров на пятнадцать — до поворота на селение Шумский. Дело в том, что у Саши был скоро поезд (о Тофаларии с ним тоже не успели перетереть). Поэтому, высадив нас, ребята стрелой умчались обратно в город. Спасибо, что вывезли.
А ведь ещё мы опередили грозовые тучи и выехали за пределы дождя — за это тоже спасибо.
Темнело. Выбрали место. Давай ловить. Никто не тормозит. А тучки нас нагоняют. Закрапало. Что делать? Рядом полоса лесопосадки. Под дождём нам вряд ли кто остановит, а вот палатку поставить лучше на сухую траву. Так и сделали. Было, кончено сыро, но терпимо.
К окончанию установки тучи полностью затянули небо. «Судя по дождю, он не надолго», — спрогнозировала Елена Владимировна, и мы спрятались в палатке.
Немытые, грязные, промокшие, но уснули. Проехали сегодня 230 км (примерно). Код Иркутской области — 38.
Перед Грозой
Шишкин Иван Иванович
|