16-19.07.2008. «Радуга»

С чего начинается «Радуга» — с центральной поляны гористых холмов...
   В прошлом веке американские хиппи придумали фестиваль, идеей которого было совместное проживание любящих и уважающих друг друга людей в круге добра и общения, типа индейского племени, вдали от благ цивилизации. Назвался он «Rainbow Gathering» (англ. «Радужное скопление», «Радужный сбор»). От него произошёл подобный европейский фестиваль, а в свою очередь и наша «Радуга».

  («У индейцев Америки есть предсказание, что в смутные времена, какие сейчас настали, люди разных племён будут скапливаться вместе и научат мир любить. Они вернут мир к любви. Разного цвета кожи, разного языка, разных народов. Поэтому, символ их будет «Радуга». Но цель одна — научить мир любить», — прим. Тёмы [Троян])

Типи и закат
[Кузя]
   Проводится каждый год в новом интересном месте природы. Само место, как я понял, выбирается заранее, после чего за пару месяцев высылаются первые пробные поселенцы — «радужная разведка». Они проверяют местность на тишину, спокойствие, удалённость от цивилизованного мира, спрашивают аборигенов, не будет ли их напрягать собрание кучи людей неподалёку и возвращаются с собранной информацией в штаб (Москву), где совет племён выносит окончательное решение о проведении фестиваля. После приглашения с указанием точного места и времени начала (где-то за месяц-два) рассылаются по участникам.

   Обычно «Радуга» проводится в европейской части нашей необъятной Родины, куда съезжается огромное количество фанатеющего народу. Но в этот раз в связи с надвигающимся на Западную Сибирь затмением Солнца фестиваль решено провести здесь, на Алтае, на горном перевале (7 км ввысь пешкарить), из-за чего людей приехало не так много (не так, как обычно). Все, кто есть, размещаются на выбранной территории небольшими лагерями (стоянками) по пять-десять (или больше) человек. Одна из приятных вещей — возможность ходить по таким стоянкам, в каждой из которых тебе рады, и каждая отличается своим неповторимым направлением мыслей, деятельности и колоритом её участников.
   В одном из таких лагерей, на высоте почти 1734 метров над уровнем моря (вроде так) я и проснулся.
   Люди на «Радуге» просыпаются в разно-разное время, а по сему утро у каждого своё, но, чтоб не путать общественность, официальным приветствием на фестивале принято «Доброе Утро!» Так я и познакомился с Леной [Кузей], спустившись к костру, где кроме неё в этот момент никого (ещё или уже) не было.
   — Доброе утро! — приветствовала она.
   — Доброе =)
   — А… ты… кто? — поинтересовалась хозяйка очага (она живёт уже вторую неделю на этой стоянке, но вчера, когда меня привели, её не было, поэтому сейчас удивлена внезапному новому человеку).
   — Я Вадик, я тут с вами теперь живу.
   — Понятно. А я Лена =)

   После своего путешествия мне очень хотелось спокойно отдохнуть и набраться сил для дальнейшей дороги. Поэтому за всё время стоянки лагерь я покидал всего два раза. Это не значит, что я сидел и ничего не делал. Само местоположение и природно-географические условия нынешней кампании не позволяли сидеть на месте — постоянно нужно было что-то делать: готовить дрова, таскать воду, стираться, готовить дрова, следить за костром, кипятить чай, готовить дрова, варить еду, сушить вещи и готовить дрова. Иначе холодная и голодная смерть =). А так приятная и тёплая ночь у костра (если днём дров заготовил нормально). Так жили все. Миша сокрушался по этому поводу: «Вот, хиппаны! Хилые, дохлые создания! Забрались на такие места, куда и обычный человек не пойдёт отдыхать никогда в жизни!»

Камни, Горы, Алтай
[Кузя]
   Большинство населения ходила в сандалиях на босу ногу — обувь для такого места идеальная. Мне было жалко «убивать» кроссовки, поэтому, как и многие другие (у кого нет сандалий), передвигался босиком. Одна девочка, которая, по её словам, занимается йогой с двух лет, научила босиком бегать: «Когда бежишь босиком, там (жест пальцем над башкой) включается какая-то штука, что ты никогда ни на что не наступишь!» Стало понятно, почему в Окунево не наступал, когда бегал ночью в туалет по гвоздатым доскам. («Чтобы это нормально работало, нужна ещё и Вера — доверие самому себе», — прим. Вадика.)
   С тех пор, как стало холодно спать в палатках, каждый вечер мы всем лагерем сидели у огня и часто в беседах о всяком земном и неземном просиживали до утра. Об этом далее и расскажу.
   Так получилось, что ребята оказались первыми, на кого я смог вылить все переполнявшие меня на тот момент ощущения и чувства по поводу пребывания в Окунево. Мне кажется, что я просто завалил их рассказами о Пупе Земли, что в каждую щёлку я лез со своим: «А вот в Окунёво…»

   Заметка, рассказанная Тёмой про одного питерского хлебопроизводителя: «Когда я работал на хлебозаводе в Гатчине, там был процесс без остановки. Мы работали ночью тоже. А город маленький, и магазинов больших нет, куда готовую продукцию отвезти можно, поэтому у нас её не забирают. В общем, там есть специальные стеллажи, на которые надо выкладывать хлеб готовый. И ночью они переполняются. «Куда хлеб?» — «Да туда же, на стеллажи клади!» Сначала вырастает такая гора батонов вокруг него, а потом заполняется всё вокруг. «А потом куда?» — «Складывай на пол!» В итоге весь пол покрывается слоем продукции. К концу темноты её становится настолько много, что рабочие от неизбежности просто ходят ногами по полуметровому слою батонов. Девать некуда! А утром приезжают машины за свежим хлебом. Я поначалу думал, что это не пойдёт, но сказали подавать всё: «Сначала — хлеб с пола давай!!!». Потом очищается пространство, гора, и стеллажи последними. Вот такой вот хлеб».

   Так же Тёма говорил, что когда работал (служил) пожарным, видел много трупов обгорелых людей и никак не мог понять, как курящие люди сгорают заживо в кроватях: «...Ведь, когда ты засыпаешь, и сигарета выпадает изо рта, ты же должен проснуться от огня… Но только потом понял, что, когда под носом у уставшего курильщика загорается одеяло, первым делом выделяется угарный газ, от которого он и задыхается, а горит уже мёртвое тело».

   Ещё на нашей дружной стоянке были автостопщики (такие почти все) Макс [DanJah] и Юля [Др], следующие маршрутом «Владивосток — Калининград»! У них был в снаряжении бутылёчек с водой из Японского моря, чтобы вылить её в Балтийское и, заполнив новой, «связать моря». Перед поездкой, они совершили небольшую Пи-Ар-акцию: сняли про себя репортаж и показали по местному телевидению, после чего открыли страницу в Инете и под девизом «Вслед за Солнцем на попутках!» пустились в путь. Акция принесла свои плоды: многие водители Дальнего Востока узнавали «ребят из телевизора» и с радостью брали на борт! А про их интереснейший путь можно узнать из первых рук на той же страничке.

   Наверное, около 300 человек приехали на фестиваль попутками. Это совсем не обязательное условие, — способ доставки физического тела до места выбираешь сам.
Природа много живее людей
[Кузя]
   Как-то мы все вместе вспоминали о том доверии, которое оказывается нам водителями. Они ведь не следят и не смотрят, что делаем. И у каждого было много моментов, когда водитель оставлял его в машине со словами: «Ты пойдёшь со мной? … Нет? … Ну тогда я не буду закрывать». Так же бывает очень стыдно выслушивать от драйверов рассказы о паразитах, прикидывающихся автостопщиками, пользующимся водительским доверием, чтоб ограбить, обмануть или ещё чего. Получается, мы учим рулевых людей чистосердечию и взаимовыручке, а потом из-за нас кто-то обученный страдает, открываясь любому встречному.
   Ещё понял, что это не только я, бывает, стою на трассе по полдня, но каждый, кто путешествует. И, как правило, чем больше народу в связке, тем дольше стоять. Не то, чтобы я обрадовался такому развороту вещей, но легче немного стало: ушло подозрение, что делаю что-то не так, когда не берут. Раз не берут, то просто ещё не пришло моё время!
   Конечно, пели мы и песни! Те, что слышали и уже выучили в пути. И тут я тоже не одинок. Оказывается (снизошло озарение) «народный» музыкальный жанр автостопщиков — это... Б-л-а-а-т-н-я-я-а-а-к! Понял, что «Золотые купола на груди наколоты, только синие они и ни грамма золота» не только у меня в печёнках сидят, но люди слышали намного больше и разнообразней. Вот и получается, что никто не любит, но деваться некуда: по роду занятий положено многие километры дорог проезжать под песни с «другой стороны» колючей проволоки.

   Раз в год индейские племена собираются в одном месте, где проходят праздники, танцы и ярмарка. Такое знаменательное событие называется «Пау-Вау». Немного чаще (два раза в день) общий сбор происходит и на «Радуге». Сначала бегают ребята, разнося призывающий всех клич: «Пау-Вау!» Через минут 20 на центральную поляну к шесту с цветами радуги из окружающих лесочков и лагерей стягивается народонаселение фестиваля (желающие). Из принесённых дров разводится согревающий большой костёр. С общей кухни, где живут и готовят так же желающие, приносят баки с приготовленной едой и ставят в центр круга, рядом с огнём.
   Все пришедшие выстраиваются в большой круг, взявшись за руки. Начинается общее пение. Поют «ОМ» (тот самый ॐ, из Окунёво =). Процесс интересный, хотя народу много. Бывают моменты, когда люди ощущают друг друга и сливаются в едином пении: происходит резонанс энергии, и ты чувствуешь, как она проходит через тебя (в оба направления) — чёткое очень ощущение (но редкое). Так как еда стоит внутри круга, то она тоже освящается и становится более благой (благостной). («Если ты болеешь, можно так же лечь в центр поющего круга — эффект ощущается и реально сильно помогает. Я сам лежал, когда нездоровилось на воронежской «Радуге», — прим. Тёмы [Трояна])
   Следом за пением проводится небольшое собрание. Каждый, кто хочет, может сказать, что хочет. Обычно слышны вопросы о нахождении тех или иных вещей (ушедших из какого-либо лагеря), поиски людей (там я встретил стопперов с ЧистоФеста под Новосибом), а так же о проведении семинаров (танцы, этническая музыка, йога, психология, история, холотропное дыхание и т. п.) — кто умеет и хочет научить. («Есть правило: тот, кто говорит, держит в руке палку. Кто держит палку, того должны слушать, и его никто не имеет права перебивать. А семнар по холотропке проводит сам Илу — главный организатор «Радуги», — прим. Тёмы [Трояна])
   После все выставляют вперёд чашки и миски, и еда с котлов общей кухни разбегается по животам пришедших. Те, кто поел, начинают заниматься своими интересными делами. Люди общаются. Музыканты играют этнический транс (кто на чём горазд). Танцоры двигаются. По кругу пускается «Мэджик-Хэт», куда все желающие могут внести пожертвования на будущую кухню (если есть), или просто прикоснуться с добрым пожеланием.
   Те, кто не знают дорогу (типа меня), идут домой, пока не стемнело.

Каменная река рядом с лагерем
[Оксана]
   Наш лагерёк был в небольшом лесочке у каменной речки. Воду мы брали как раз с речки: ребята как-то услышали журчанье под камнями и разобрали полтора метра булыжников, чтобы иметь под боком источник родниковой свежести. Как-то раз Женя из нашего лагеря разбил здесь стеклянную кружку Вани. К слову, это была единственная стеклянная кружка в нашем лагере, и именно её для похода на камни выбрал Женя.
   («В первую ночь искал место для туалета. А в темноте ничего не видно, зато слух обостряется. И слышу, как течёт рядом что-то, журчит. Причём, звук такой, достаточно сильный — будто вода из под крана хлыщет. Чёткий очень. Сходил поискать, что это, но в темноте ничего не нашел. Раскопали с утра с Тёмычем. Здесь, похоже когда-то давно текла река, а потом ушла. Вот так вот, сходил в туалет. (= А яму для последнего выкопали позже в другом месте», — прим. Тёмы [Трояна].)

 &mnsp; Дождь, достаточно сильный дождь, шёл каждый день по три раза. Макс и Юля растянули над своим лагерем большой тент, под которым в итоге все мы прятались. (Да, как минимум, три раза в день во время сильных осадков). Во время одних из таких пряток Юля показала отснятые кадры (у них на страничке выложены), с которых стало понятно, что Красноярские столбы — место, где стоит побывать непременно.

   Алтай — священное место. Комаров и оводов здесь нет, хотя другой живности полным полно. Вообще, данная гора сама по себе святая, о чём снизу, у подножия, указывает большой рекламный щит, — он призывает нас к тишине, покою и уважительному отношению к природе (и НЕ мусорить). Так же здесь место большой энергетики, а значит, как и в Окунево, снятся яркие красочные и очень разнообразные ночные сновидения. Тёма научил их запоминать: «Когда просыпаешься и открываешь глаза, сознание сразу же начинает «творить новую реальность», а старая моментально забывается. Поэтому, когда проснулся, глаз не открывай — только так ты сможешь вспомнить весь сон», — жить стало веселей и приятней.

   В очередной вечер после вкуснейшего приготовленного девушками на огне ужина (а они это делают постоянно), Миша и Тёма рассказали о чудном месяце без еды и денег, что они провели в прошлом году на пляже Чёрного моря на сборе между Большими и Малыми Утришами. Я не смогу описать всех эмоций, что вызвал их рассказ! Но было о-о-о-очень здорово. Чего только стоит их ночь близ «африканской» деревни Сукко (берег моря) когда они не могли заснуть от звуков (ВОПЛЕЙ) негритянского стриптиза. Конечно, рассказали и про дольмены, в коих из сидящих вокруг костра не было только меня (не страшно — с Тимом в Геленджик всё равно поедем как-нибудь, вот и заглянем в посёлок Возрождение).
Поток горной свежести
[Кузя]
   («На Возрождении мы спали в центральном дольмене прямо втроем. А по возвращении заехали в Сукко, — нам сказали, что там тоже есть дольмен. Но мы ничего не нашли и вечером поставили палатки. «Африканская деревня» — это такое место в Сукко. Там работают негры: днём они делают шоу для детей, а вечером для взрослых. Конечно, для взрослых — это Что-то! Мы не видели, но слышно было очень хорошо», — прим. Тёмы)
   Ещё ребята, которые, кстати тоже любят делать гимнастику Норбекова для повышения настроения, оказались практикующими упражнения Тенсёгрити Карлоса Кастанеды, что тоже интересно было узнать, хотя, полистав книгу, решил не пробовать (сейчас не могу вспомнить, почему =).
   Вообще, как-то после доброго вечернего ужина делились знаниями о том, как разные народы мира приходят к изменённому состоянию сознания («изменёнке»): йоги медитируют, христиане молятся, шаманы танцуют, индейцы употребляют особые растения и т.п. Мне запомнились кусочки одного из видений полученных Тёмой во время пребывания в одном из таких состояний: «Всё, что есть — это огромное единое поле энергии. Ближайшая аналогия — вода, очень похоже на воду. И оно было спокойным и недвижимым. И, как будто бросили камень — пошло возмущение по воде. Это всё наше существование и есть. Божье творение, всё наше создание, как круги на воде: они начались и плавно расходятся вокруг. И пока они идут, плавно завораживая сознание, существует жизнь».

   Кстати говоря, в условия «Радуги» входит отказ от мясной пищи и от алкоголя. Конечно, в принципе, у себя в лагере человек может есть всё, что хочет — это личное дело каждого, но на общих собраниях пища строго вегетарианская. Пить тоже, наверное, можно, но приходить нетрезвым в гости — такое жёстко карается (на предыдущих фестивалях были случаи, когда выпивавших участников просили покинуть мероприятие). Так же имеет место отказ от благ цивилизации, особенно электроники, иначе: «Зачем на природу шли?» Как-то, на общем собрании (на прошлой «Радуге») было даже предложение запретить фонарики, а то в темноте создаётся ощущение, что по лесу шарится куча роботов. Фотографировать людей (не себя) тоже весьма не приветствуется. По разным причинам.
   Местные порой приходили (подымались) и предлагали свои услуги в сфере торговли продуктами, что так же жёстко пресекалось организаторами, — в противном случае выросли бы ларьки, дискотеки и что-то подобное (та же цивилизация). За продовольствием каждый мог сходить сам (очень непростое занятие), либо присоединиться к общему «затариванию» (с кухней).

   В 90 % с продуктами в нашем лагере возились девушки. Каждый вечер при готовке пищи, мы, кто про себя, кто вслух, пели «ॐ» (или просто пели), духовно очищая её. Артём учил меня играть на привезённой при помощи Оксаны дарбуке: «Веники-тазики... Произноси это во время игры и ударяй на каждый слог». А Артёма учил Миша. Тёма [Троян] играл на варгане (кубызе). Из крышек и банок из под кофе тоже были сотворены доброзвучные инструменты.
   Как-то, пришедши, под вечер в немного неприподнятом настроении, Ваня хотел нас напугать наличием скрытых (внедрённых) сотрудников ФСБ на фестивале. Но мы не напугались, а вошли в положение: людям тоже на природе отдохнуть охота.

   Нужно немного сказать про природные условия! Как я уже говорил, каждый день был неплохой дождь, который мочил всё, что не укрыто. Мою палатку тоже бы пробил насквозь, но добрые организаторы обо всём позаботились: на общей кухне можно взять необходимый по размерам кусок спасительного полиэтилена. Кстати, то место, откуда постоянно приходили тучи, называется у местных «Чёрный угол». Смотришь — если угол чёрный, то тебя скоро смоет — это факт. К окончанию дня, когда темнело, влага и туманы подымаются в гору, и всё становится жутко сырым, особенно земля (мох и почва).
   Так или иначе, каждое утро я просыпался в сырости (или от сырости =). Все вещи в рюкзаке, что лежал в палатке, в итоге вымокли. Одежда висела на верёвочке и не снималась, хотя это здорово: шорты с безрукавкой, пробыв так под всеми дождями, стали приятно чистыми и блестящими. А вот спальник сушил каждый вечер. Но не всегда именно сушил, порой просто одевал на плечи: ночью достаточно холодно: спина замерзала, когда ноги чуть ли не сгорали в огне.
   Умывались и стирались в студёной воде родника, отчего с утра прошибал тотальный бодряк, и дрёма уходила (убегала) с концами.
   Но там было не только сыро и холодно. Когда выходит Солнце (а днём это случается довольно часто), на горе становится очень светло и жарко. В такое время мы загорали. А потом дождь. Тент. И снова жара. Романтика.

   Дискуссия по поводу вкуса. Генная инженерия работает на полную катушку! На прилавках уже не так много товаров, которые могут похвастаться своим природным происхождением. Раньше на упаковках писали, что продукт генетически модифицирован. Сейчас пишут, что просто модифицирован. Это ещё полбеды. Ещё ведь пишут такие штуки, как улучшитель вкуса, усластитель, что в простонародии знается как глутамат натрия. Ну так этот глутамат просто тупо раздражает вкусовые рецепторы, после чего они начианют работать словно стохановцы, и вкус мы чувствуем лучше (опыт с бананом до и после употребления глутамата натрия). Всё бы ничего, но со временем (при регулярном употреблении), рецепторы привыкают к такой радости и снижают свою производительность, то есть без улучшителя не вкусно совсем. Фильтруя продукты в лагере, заметив подобное, хотели сразу избавиться, но среди нас нашёлся (нашлась) человек, который кушает глутамат намеренно, потому как вкуснее, а без него не ест. Продукты были спасены, но, люди, будьте бдительны! Хотя, конечно, всё это ерунда по большому счёту и прямиком зависит только от нашего отношения (от мыслей), а расхлябанность языка исправляется банальным постом.

   Мысли — это вообще дело очень интересное. Раньше всегда считал, что сами мы люди в жизни всем управляем, и от нас только всё зависит. Захотим — будем учиться, нет — будем работать (служить =). И в таком духе.
   Когда вообще начал путешествовать, понял, что нефига от нас в этой жизни не зависит, — случайностей не бывает, и Бог посылает нам такие события, которые мы должны пройти по своей судьбе. Смешно было смотреть на привычную городскую жизнь «дом-работа-что-то ещё-дом» после такого.
   Но когда много путешествовал, пришло понимание, что всё-равно всё в жизни зависит только от нас, но не от того, что мы делаем (в тот или иной момент), а от того, как мы думаем и относимся к происходящему зависит всё наше будущее (и, порой, прошлое). Обсуждению данной «установки» было отведено какое-то время из очередной ночи. Но оказалось, что люди уже давно сами тоже так полагают и знают, что наши мысли творят нашу реальность. Круто!

Просвет в радужном небе
[Кузя]

   Со временем перемещаться под тент Юли и Макса всей стоянкой мы научились очень дружно и делали это с большой чёткостью и уже не напрягаясь. Переместиться означало: постелить сиденья, перенести еду, натаскать дров, запалить костёр, поставить чай в котелке. Всё это резво выполнялось при начале дождя, и каждый знал, что делает.

   Один из вечеров, который там начался, был посвящён теме любви и взаимоотношений людей. Полемика была большая и интересная. Доходило даже до того, что хрупкая милая Оля обвиняла нехватку любви нынешнего времени нежеланием отчаянных молодых людей «пустить кровь» за свободу, права и прочие житейские ценности =). Но, в итоге, по-моему, большинство согласилось с утверждением С. Н. Лазарева, что «Любовь — это не когда смотрят друг на друга, а когда смотрят в одном направлении». (В оригинале фраза принадлежит Антуану де Сент-Экзюпери: «Влюбленные — это не те, что смотрят друг на друга, а те, что смотрят в одну сторону».) В «Крокодил» мы тоже поиграть успели.
   На «Радуге», подкрепленной энергетикой Алтая, вегетарианской пищей и отсутствием спирта в какой-то степени меняются все. Люди день ото дня становятся добрей, общительней, терпимей друг к другу. Кто-то с этими переменами начинал заниматься собой и бросал вредные привычки, а кто-то наоборот. Там я понял (увидел), как происходит превращение человека в радужную личность.

   Там же Тёма [Троян] рассказал о большом фестивале трансовой музыки «Спейс оф Джой», на котором они каждый год вписывались волонтёрами в бар и кроме бесплатного нахождения, зарабатывали немного денег. В этом году этот фест намечен через несколько дней в 70 км к югу. Предложив присоединиться, мне был дан подробный маршрут на базу организаторов: «После Онгудая первый поворот налево. Вдоль реки Урсул 2,5 км», — а так же до самого места проведения: «По трассе в сторону Монголии 10 км до поворота налево. После 9 км по горной дороге до деревни Стёпушки. Дальше 7 км по дороге через мост. Слияние 3-х рек: Урсул, Катунь, Большая Камульта». По-моему, звучит очень интересно.

   В последний общий вечер Лена после похода в город вернулась с мукой! Из муки, воды и соли было замешано доброе тесто в приятном (со значком «ॐ») казанке Тёмы. Творили чапати — народное индейское блюдо. Лепёшки жарят над костром на палочках, отчего они раздуваются и становятся воздушными. Но мы делали с маслом на сковородке, что Лена заботливо прихватила с общей кухни. Участвовали все: кто-то мял тесто, кто-то лепил, кто-то жарил, кто-то следил за костром, остальные играли музыку и подбадривали. Получилось о-о-о-о-очень вку-у-у-усно! Чапатями со сгущёнкой наелись все присутствующие, коих в тот приятный вечер было 20 (специально посчитал) радужных человек.
   И снова согревающая ночь до самого рассвета…
   Спасибо, Мир, за то, что ты ЕСТЬ!

   Такая вот была первая в моей жизни «Радуга» — пять дней природной эйфории в атмосфере помощи, любви, добра, участия, радости и взаимопонимания.





[Юкка]