21.07.2008. Туекта

Горы выше, дали краше
   Раннее рабочее утро в каморке доброго дорожника. Чай с пончиком. Умывание. И через реки Уекта и Уектинка на трассу — встречать рассвет!

До центра Онгудая подбросил меня и ещё женщину по дороге мастер из местного лесничества. Пешком до окраины за кафе «Фара» после моста — не туда. Вернуться назад и направо. В том же кафе (со строкой «Сбода (домашняя)» в меню) испил компота за 10 рублёв, собрал мысли в кучу, узнал дорогу и отправился на поиски лагеря.

Хотя до организаторов от кафе всего 2,5 км, по утренней земле Алтая я намотал 6 или 7. Добрался до асфальтового завода и сходил в горы. Когда почти достиг соседней деревушки, рыбак на мотоцикле направил меня обратно. Позже подсказал дорогу пастух. Мне очень хотелось встретить Тёму [Трояна] и Мишу, кои отправились сюда на полдня раньше и должны были прибыть вчера — это моё главное основное искреннее желание, поэтому не особо волновало, сколько прошёл: знал, что буду слоняться по дороге столько, сколько нужно и приду в правильный момент времени.

До базы организаторов фестиваля «Спейс оф Джой» [Space of Joy, SoJ, СоДж] дошёл к обеду по Солнцу и к самому накалу дневной жары. Поздоровались те, кто пил чай. Увидевший меня вчерашний славный вечерний попутчик Коля рассказал, что главный здесь Андрей и по поводу волонтёрства нужно подойти к нему. В это время из-за сценки показался Тёма, а следом и Миша! Я был счастлив новой встрече. Пошли пить чай, но сначала сходил к организатору Андрею, который сказал, что волонтёрство платное (2700 P за билет), регистрация за две недели, мест нет, в общем, в пролёте, короче, зря пришёл — разворачивай обратно. Бывает.

База фестиваля... снаряга рафтеров и Коля!
   За чаем Тёма с Мишей рассказали, что вчера попали под сильный дождь, вымокли насквозь: на расположенной рядом сценке заботливо сушились вещи. Но здесь есть баня (таскай дрова и топи), которую вчера раскачегарили и в которой отлично согрелись. С волонтёрством на фесте их тоже расстроили.
   Зато познакомили с ещё одним питерским другом другом Саней. Но у Саши билетик был. Решено, что здесь, на базе организаторов, творится какая-то ерунда, так как не может быть, что такому большому фестивалю не нужны рабочие руки, и что правильней будет отправиться на само место и там разузнать обстановку. Отправимся, когда жара немного спадёт.

Здесь пили чаи
   А пока она спадала, мы грелись на Солнышке высот (Онгудай на 860 метров выше уровня моря), купались в холодноватом Урсуле, делали зарядки и пили чай (ну, и разминались на сценке). Остановившиеся рядом рафтеры даже предложили сплавить до места за 700 P с души.

Познакомились с ещё одним Артёмом, что тоже приехал на фест. Правда, он желал добраться туда транспортом, поэтому с нами не пошёл.
   Зато с нами в сторону Онгудая тронулся специально приехавший сюда только что знакомый Михаил. Михаил (так называю, чтоб не путать с Мишей) непростой: родился в России, вырос в Германии, учился в Оксфорде, получил учёную степень в Париже, а сейчас живёт в Нью-Джерси, трудится в Принстонском Университете, где пишет докторскую на тему движения «Антифа» в нашей стране. Но Михаил не будет предлагать пути выхода, он просто опишет положение (как по заказу разведки работает =), а сюда прибыл, когда узнал о концерте горлового пения в рамках «СоДжа».
   Миша немного поведал Михаилу об особенностях характера большинства бритоголовых: «Скины — это трусы! Представь ситуацию. Идут по улице два скина и вдруг видят толпу представителей Кавказа на пути. И что они будут делать? Сражаться? Да они просто отсидятся в кустах или убегут. А вот, если два кавказца увидят толпу лысых, то они будут драться...».
   Распрощались на повороте.

Нас осталось трое: Тёма, Миша и Вадик. В кафе «Фара» дружно перекусили макаронами и отправились на трассу «М52» вылавливать машину, так как хотелось хотя бы 10 км проехать (потом ещё идти 16). Через какое-то время остановился ВАЗ-2109 с двумя мужиками на борту, спросил пассажир:
   — Куда вам?
   — Нам 10 км до поворота на Степушку.
   — Садитесь.
   — Только мы бесплатно.
   — Как бесплатно?
   — Ну так, бесплатно.
   — М-м-м, а ездите как?
   — Автостопом, бесплатно.
   — А кушаете как, тоже бесплатно?
   — Дорога кормит порой.
   — А вот вы на фестиваль поедете, там входной билет, тоже деньги нужны!
   — А мы туда рабочими едем, чтоб нас бесплатно пустили и кормили.
   — Бесплатно?
   — Ну да, бесплатно.
   Мужичок повернулся к водителю и после небольшой паузы выдал, что у них всего два места. Позвал Тёму, который сразу начал расчищать завал заднего сиденья: всё было упихано к стеклу, в багажник и под ноги, после чего подошёл уже Миша, и мы влезли все втроём (упаковались). Под музыку «Золотых куполов» нас подвезли до нужной дороги, — оказалось, водитель строит там базу, и баня была уже отстроена, куда он пригласил нас, когда будем обратно спускаться.

Автостопами да горными тропами к цели мы топаем
   По дороге, что тянется вдоль реки Урсул, мы побрели втроём. Плавная степная колея перетекла в горный серпантин. Часто петляла, опускалась и подымалась. По такой «тропинке» нужно было пройти 9 км. Но это оказалось совсем несложно. Когда начались горы и сказочный по своей красоте перевал Чике-Таман («Плоская подошва» с алтайского), мы просто были потрясены открывшемся нашему взору зрелищем! Краешек просёлочной дороги. С одной стороны обрыв, с другой заросшая скала. А где-то внизу извивается Урсул, начинаясь прямо и уходя по течению в нагромождение гор (как коридор). Тут же Солнце рисует на открытых склонах тёмно-рыжий закат. Вода блестит в ответ. Обдувающий ветерок и мягкий шум всего этого придёт невероятное ощущение простора! Хочется летать. Ни один фотоаппарат не сможет запечатлеть такое на плёнку (объектива не хватит). Здесь стало понятно (с подсказки Тёмы), что изображал на своих картинах Рёрих. От переполнявших нас чувств усталость сдуло совсем! Её вообще не было изначально.

Мы подымались высоко-высоко и опускались к самой низине, купались от жары в холодящем Урсуле, наблюдали отливающий в нём закат — из низины Солнце уже как будто заканчивает путь на небосклоне. С нами творилось невероятное.
   Будучи в лагере, были сомнения, что оставшийся на «Радуге» Артём с Олей и Оксаной не прибудут на «СоДж», но здесь Тёме стало чётко ясно обратное: «Они приедут, потому что Артём такой красоты ни за что в жизни не пропустит!».

Открывая рты и дивясь нетронутым человеком творениям природы, мы продолжали путь. Со временем нас догнала Тойота «Королла» [Toyota Corolla]: пятеро добрых человек (Саша, Артём (с базы), Наташа, Кирилл, Игорь) решили дорогу на фест проехать немного машиной. Как круто!!! Там не было места для нас, но это было неважно: даже если бы она была пуста, вряд ли кто смог бы нас туда силком затащить — моими словами просто невозможно описать ту красоту чарующий сказки гор и леса, в кой мы сейчас очутились, вдохнули и прочувствовали. Зато доброе дело: ещё два километра (дальше водитель не поехал) наши рюкзаки ехали на машине — спасибо ребятам! А Артём, впечатлённый нами и зрелищем вокруг даже вышел и пошёл с нами, фотографируя причуды [при чуде] природы: огромные камни, осыпи, заросли деревьев, крутые обрывы, край дороги, переливы цветов гор и заманчивую игру светотеней вдалеке.

А я думал, что бык выдуман...
   На попавшемся роднике набрали горной воды. В один момент за поворотом дорогу преградил бык. Словно модель эмблемы «Чикаго Булз», он стоял недвижно посреди дороги, выставив на нас свои большие острые рога. Слева от него обрыв, справа — гора.
   Поначалу мы сразу отошли, но нужно было что-то делать: бык не сходил. Аккуратно, по краю дороги (обрыва), готовые в любой момент спрыгнуть и ухватиться за растущие ниже берёзы, мы начали его обходить. Остроту ощущениям придавала надетая на мне (на МНЕ) ярко красная безрукавка. Я не помню, чтобы в это время в голове были мысли.
   Но бык оказался «нормальным парнем»: постояв немного, он фыркнул и развернулся к нам задом; облегчённо вздохнув, мы тихо прошли мимо: «У-у-у-ф-ф-ф».
   («Ну вот не дали быку повода побесится, вот он и расстроился — фыркнул. Сразу вспомнилось выражение: «Как бык на красную тряпку». А недавно узнал, что ученые провели опыты и получается что быки — дальтоники, но ещё по рассказам Лобсанг Рампы я узнал, что аура агрессивного, злого (убийцы) человека отливает красным. Сразу пришло на мысли: что ваши ауры для животного были далеки от этого цвета и еще то, что наши предки, говоря эту пословицу, наверное, знали что-то побольше нашего, в общем-то, не все можно понимать буквально», — прим. Миши [mblsh].)

Там, где авто высадил ребят, на одном из самых вдохновенных мест, мы оставили завязочки на дереве. Закат, зелень, скала перевал!
   И мы начали спуск по направлению к видневшимся домикам. Через пару километров добрались и до них. Худой старый загорелый хозяин стоянки Степушка (ударение на второй слог) с номером 14 на тёмно-синей футболке вышел нам навстречу. Его зовут Вовой, хотя на первый «слых» мне показалось, что Вадим, и он очень радушный человек, хотя по первости этого можно не заметить. Смотрителем стоянки он живёт здесь со своей женой. Володя отвёл нас к дальнему домику, где разрешил переночевать, показал местонахождение родника, и, пожелав доброй ночи, отправился к себе. Тут мы и решили остановиться, оставив ещё 7 км пути на завтрашнее утро. Прибалдеть!

В домике были стены, крыша и небольшой настил на уровне пояса. А так же куча человеческого мусора, который был дружно собран и утилизирован. На улочке развели костёр. Искупались в вечернем Урсуле. Налакомились японской (сибирской) вишни: м-м-м-м,
вкусно-вкусно, — её деревца были заботливо высажены рядышком. Приготовили кушать и, погревшись у огня, отошли ко сну.
   Нас было 8 человек. Тёма, Миша, Саша и я улеглись в домике, Артём залез на чердак, а Кирилл [Q_real], Игорь и Наташа [Пчёлка] спали на улице в поставленной палатке.

За день намотал 54 км.
   Высокие горы. Свежесть реки. Зелень. Одинокая стоянка вдали от цивилизации — чудеснейшее место отдыха и, наверное, жизни.

Здесь оставили повязки, а после спустились к Урсулу